В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
В разделе
Календарь
13
ноября, ср
31 октября по старому стилю

Посмотреть события этого дня

Вселенская Метанойа Руси

Читать полную версию этой статьи

 Русская народная псалм-мистерия

Александр Ставцев

Псалм-мистерия "Вселенская Метанойа Руси" является пиком (пока еще не взятым, хотя ритм-собор я выложил на ютубе, избе-читальне и в моей странице в гугле)авторского проекта "Ритм-собор"- 40 песен-свечей на алтарь воскрешения Святой Руси в наших сердцах.Поскольку Слово было вначале, то со слова начнется и возрождение русско-славянского царства.По мнению автора, именно от русских Господь ожидает вселенски-масштабных действий, что русские ответят на глобализацию по-Ротшильду глобализацией по-русски.В чем она заключается, раскрыто у митрополита Иоанна Снычёва. На наш взгляд христоуподобление русских заключается в исторической "голгофности" русского этноса, в готовности его положить душу свою по примеру Русского Царя за други своя и,в конечном счете, за весь мир.А всякое великое дело начинается с великого покаяния.Помните, каким действом начиналась революция? Напомню - Скрябинской "Пляской тёмных пламен", именуемой лукаво "Поэмой огня".Отсюда вытекает идея автора противопоставить адскому огню Скрябина огонь Священного Писания.Автор не считает "Страсти по Матфею" Иллариона Алфеева актуальной вещью и для себя избирает соперником Ллойда Вебера, а точнее его либреттиста Тима Райса, написавшего текст для известной рок-оперы.Дух Святый дышит идеже хощет.Иоанн Златоуст, организовавший в своё время крестные ходы "никейцев" с хоровым пением, свт. Николай Сербский, вдохновивший в Сербии начала 20 века целое фолк-фестивальное православное движение - это реальность.Ревнителям Бортнянского надо честно признать, что борьбу за внимание молодежи мы проигрываем.Поля молодых сердец засеяны сорными плевелами.Так что вряд ли стоит уподобляться ветхозаветной Мелхоле, с презрением наблюдавшей за плясками Давида.   Говоря о композиции мистерии, подчеркну центральную роль в ней длинной молитвы свт. Тихона Задонского "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". По-сути, там представлена в отдельных фрагментах почти вся Псалтирь. Далее к этому стержню были присоединены псалмы свт.Н.Сербского и переложение 54-го гимна св. Симеона Нового Богослова.Вся мистерия разбита на три части.Автор старался сделать довольно нагруженные тексты легко воспринимаемыми на слух.В идеале - чтобы простые люди их пели, как я когда-то студентом пел Веберовские "арию Магдалины" и др.На взгляд автора в мистерии должны бы соединиться церковнопевческая и народная музыкальная традиция. Причем подача должна быть вполне современной.Автор признается, что в музыке он абсолютный профан, но капризный профан.Мне нравятся Базуровское пение псалмов а также замечательные гармонии Дмитрия Ревякина.Но самое главное - найти хороший вокал. ОБ ИДЕЕ ПСАЛМ-МИСТЕРИИ ИСТОРИОСОФСКИ:   Для христианского историософского мышления характерны представления о необходимости единого центра в Христианстве и в идеале этот земной центр должен был бы иметь религиозный и политический авторитет, являясь государственным и духовным оплотом Христианства, под которым здесь имеется в виду исключительно Православие.  Ясно, что такой центр избирается не людьми а Богом и он независим ни от географии ни от воли человеческой. Православным его имя известно как Небесный Иерусалим и потому для русских Небесный Иерусалим на земле – это Православная Церковь, источник духовной силы в борьбе за Св. Русь. И потому предметом особой гордости для русских является то историческое обстоятельство, что на заре своей государственности древняя Русь предпочла путь святости пути культуры. Повторим: выбор между святостью и культурой  стал сознательным выбором Киевской Руси, при этом Святая Русь не является неким идеалом справедливого государственного и экономического устройства и стоит вне политики.  Святая Русь — это не топос, не«место», это не «остров блаженных» утопистов, она не имеет четких пространственных параметров. Святая Русь это религиозный идеал. На Святой Руси находят себе место и богатый и бедный, и облеченный властью и подчиненный, и монах и семьянин, и святой и грешник. Так что все попытки сциентистов привязать Святую Русь к некоему определенному месту кончались неудачей, как и канувший в Лету «век гипербореев» или «золотой век» Гесиода. Святая Русь не имеет ни пространственных ни временных параметров и призывает не к земному счастью, не к эвдемонии, не к социальной гармонии или справедливому общественному устройству, она призывает в святость Царства Небесного. Святая Русь нигде подробно не описывается и не направлена критически против реальной Руси, не отрицает ее грешное существование.     По поводу измышлений о русском национализме следует сказать, что такового не было и быть не могло. Если в Ветхом Завете избранным является народ а земля, Святая земля Палестины, - это лишь обетованная земля а сам народ может жить где угодно: в земле  обетованной ли, в рассеянии ли, в плену ли в Египте или в Вавилоне, неизменно оставаясь при этом избранным, то Святая Русь, напротив, — это прежде всего святая земля, а не народ. На Руси избрана и свята страна, при этом народ может лежать и во грехах и может оказаться недостойным Святой Руси, которая не имеет пространственных параметров, хотя и включает ее святые места, прекрасные храмы и монастыри, известные города. Так что Святая Русь существует как реальность не только прошлого но и нынешнего дня. Святая Русь и национальная замкнутость вещи несовместные, ибо это прежде всего Русь крещеная, просвещенная светом христианской веры от греков, свято-светлая и православная страна-Церковь на территории Руси, страна святых вепсов, литовцев, итальянцев, татар, русских, весь собор ее святых за всю ее историю, о чем ярко свидетельствует служба «Всем святым, в земле Российской просиявшим». И самое главное,Святая Русь — это та иконоевангельская страна, которая во всей чистоте сохранила в душе и в церковном сознании Личность Христа, Лик Христов, Образ Его и хранение этого образа в сердце, в духе и истине, является залогом верного понимания Христова учения и следования ему по пути обожения и святости.     Как и на Святой Земле Палестины, на Святой Руси Христос также незримо присутствует. Поля Святой Руси «исхожены» Христом, как писали об этом русские поэты от Тютчева до Есенина и Клюева. Святая Русь — это святое избранное место, на которое нисходит Божия вечность, в котором совпадают и исчезают все временные и пространственные параметры. Для Святой Руси характерна любовь к святости, предпочтение святости всем остальным ценностям и в то время как в Европе, начиная с эпохи Возрождения, в этом качестве стала выступать гениальность, Святая Русь имеет четко эсхатологическую направленность; это та очищенная верой, страданием и подвигом часть земного царства, которая войдет в Царство Небесное, удостоится Небесного Иерусалима, ибо это то, что свято для народа. Так сформировались небесно-земные особенности характера русского народа. Отсюда и последовавшее за Крещением Руси соединение церковного и крестьянского календарей, до глубины оправославленный повседневный быт, стремление обрести любовь Христову, искание Бога и правды Его, устремленность в Царство Божие к Небесному Иерусалиму. Святую Русь ищут сразу в двух направлениях:  внутри себя («ибо Царствие Божие внутрь вас есть» — Лк.17: 21) и вовне — на Руси; отсюда так распространено паломничество русских по святым местам, а «калики перехожие», странники по святым «палестинам», были даже особым и почитаемым слоем в обществе. Святая Русь — это икона Руси так что лишь незамутненное латинством Русское Православие может вернуть России ее Лик, ее Первоикону, ибо суть иконы в том, что она является видимым образом невидимого Первообраза. В этом смысле можно сказать, что Святая Русь есть Первообраз и архетип видимой Руси, в которой заключено все самобытное и своеобразное в ней, все, что дано Богом как неповторимая особенность только этой страны, только этого народа, только этой исторической судьбы, только этого характера, только этой ментальности. Святая Русь — это одна из главных форм нашей национальной идентичности и самосознания, это душа России, она не может без тела, а это тело есть государство, поэтому они должны находиться во взаимодействии и симфонии. Святая Русь означает наличие на земле святых, на которых стоит страна, верных свидетелей Христовых, а также всех, кто хоть в малой мере причастен этой святости святых, кто признает их, верит в их духовную молитвенную силу перед Богом.  Важно также, что вера в живых святых сочетается у русских с верностью по отношению к отшедшим святым, вечная память о них, уже представших перед Богом, а также молитвенное общение с ними и их реальное присутствие на Руси, их помощь живым святым. Признание святости за высшую ценность, — пишет Вячеслав Иванов — основа русского народного миросозерцания.

 

Комментарии     Перейти к форме написания комментария

Комментариев нет

Оставить свой комментарий

Для комментирования материалов необходимо зарегистрироваться 

Я уже зарегистрирован

e-mail *

Пароль *

 

Запомнить меня

Я хочу зарегистрироваться

e-mail *

Пароль *

Повторите пароль *

Как Вас называть на сайте *

Код с картинки *