В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
В разделе
Календарь
24
апреля, ср
11 апреля по старому стилю

Посмотреть события этого дня

Царь Николай II глазами его современников

Читать полную версию этой статьи
Автор статьи: blagievesti  |  Опубликовал: blagievesti 1 июня 2010

Широко распространено мнение о слабости и безволии Царя Николая II, которые, якобы, привели Российскую Империю к печальному концу. Однако его современники считали иначе...

«Бывало, во время крупной ссоры с братьями или товарищами детских игр, - рассказывает его воспитатель К. И., - Николай Александрович, чтобы удержаться от резкого слова или движения, молча уходил в другую комнату, брался за книгу и, успокоившись, возвращался к обидчикам, и снова принимался за игру, как будто ничего не было». Это говорит о его серьёзном самообладании.

«Что бы ни происходило в душе государя, - вспоминает С. Д. Сазонов, - он никогда не менялся в своих отношениях к окружающим его лицам. Мне пришлось видеть его близко в минуты страшной тревоги за жизнь единственного сына, на котором сосредотачивалась вся его нежность, и, кроме некоторой молчаливости и ещё большей сдержанности, в нём ничем не сказывались переживаемые страдания». По отзывам близко знавших Царя людей, он обладал исключительным самообладанием, которое иногда воспринималось как безразличие к судьбам страны и людей. На самом деле Николай II много, глубоко размышлял о будущем России и власти и много делал для Родины.

«Наследник Престола, - отмечал воспитатель Николая Александровича Жильяр - обладал сдержанностью  и самообладанием, и умел управлять своими чувствами. Николай говорил: «Струну личного раздражения уже давно удалось заставить в себе совершенно замолкнуть. Раздражительностью не поможешь, да к тому же от меня резкое слово звучало бы обиднее, чем от кого другого».

«Это глубокая ошибка, - отвечает на слухи президент Французской республики Лубэ, человек умный и проницательный, - он предан своим идеям, он защищает их с терпением и упорством; у него имеются задолго продуманные планы, которые Николай постепенно осуществляет… Под видимостью робости и некоторой женственной, Царь обладает сильной душой и мужественным и непоколебимо верным сердцем. Он знает куда идёт и чего хочет».

«Когда творятся великие события, то в управление государством вождь нации, кто бы он ни был, осуждается за неудачи и прославляется за успехи. Дело не в том, кто конкретно проделывал работу, начертывал план борьбы; порицание или же хвала за исход довлеют тому, на ком лежит весь авторитет верховной ответственности. Почему надо отказывать Николаю II в этом суровом испытании? Бремя последних решений лежало на нём. На вершине, где всё неисповедимо и где события превосходят наше человеческое разумение, - ответы приходилось давать ему. Стрелкою компаса был он. Воевать или нет? Наступать или отступать? Идти вправо или влево? Согласиться с демократизацией или держатся твёрдо? Стоять или уйти? Вот поля сражений Царя.

Почему не воздать ему честь за это? Самоотверженный, пожертвованный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году; преодоление мучительного и бесснарядного отступления; медленное восстановление сил армии; Брусиловские победы; вступление России в компанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо, - разве во всём этом не было и его доли? Несмотря на большие, страшные ошибки, тот строй, который в нём воплощался и которым руководил; строй, которому своими личными свойствами он придавал жизненную искру – к этому моменту выиграл войну для России» - так откровенно и непредвзято говорил о Николае II В. Черчилль.

«Во внешности Николая II, - писала жена английского посла Бьюкенена, - было истинное благородство и обаяние, которое, по всей вероятности, скорей таилось в его серьёзных, голубых глазах, чем в живости и весёлости характера». Характери-зуя личность Николая Второго немецкий дипломат граф Рекс считал Царя человеком неординарным и духовно одарённым, тактичным, осмотрительным и благородного образа мыслей, «Его манеры, - писал дипломат, - настолько скромны и так мало проявляет он внешней решимости, что легко прийти к выводу об отсутствии у него сильной воли; но люди его окружающие заверяют, что у него весьма определённая воля, которую он умеет твёрдо проводить в жизнь самым спокойным образом»...

Упорную неутомимую волю в осуществлении своих планов отмечает большинство знавших Царя людей. До тех пор, пока план не был осуществлён, Царь постоянно возвращался к нему и добиваясь своего. Историк Ольденбург: «У Государя поверх железной руки была бархатная перчатка. Воля его была подобна не громовому удару, проявлялась не взрывами, не бурными столкновениями; она скорее напоминала неуклонный бег ручья с высоты гор к равнине океана. Ручей этот огибает препятствия, отклоняется в сторону, но в конце концов, с неизменным постоянством близится к своей цели...

Вера в Бога и в свой долг Царского служения были в основе всех взглядов Императора Николая II. Он считал, что ответственность за судьбы России лежит на нём, что он отвечает за них перед Престолом Всевышнего. Другие могут советовать, могут ему мешать, но ответ за Россию пред Богом лежит на нём. Из этого вытекало его отношение  к ограничению власти, которое он считал переложением ответственности на других, не призванных людей; как и отношение к отдельным министрам, претендовавшим, по его мнению, на слишком большое влияние в государстве. По этому поводу  Царь говорил резонные слова: «Они напортят – а отвечать мне».

При Николае II было канонизировано 7 святых (1896 год - святитель Феодосий Черниговский, 1903 - преподобный Серафим Саровский, 1909 - княгиня Анна Кашинская, 1911 - святитель Иоасаф Белгородский, 1913 - святитель Гермоген, патриарх Московский, 1914 - святитель Питирим Тамбовский, 1916 - святитель Иоанн Тобольский). О смерти отца Иоанна Кронштадтского Николай II писал так: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтоб угас великий светильник Церкви Христовой, молитвенник Земли Русской и всенародно почитаемый пастырь и праведник отец Иоанн Кронштадтский».

Количество церквей в Царствование Николая II увеличилось более чем на 10 тысяч и стало к 1917 году  57 тысяч. А количество монастырей увеличилось более чем на 250 и стало 1025. Обновились древние храмы. Царь сам участвовал при закладке и освящении многих новых храмов. Он жертвовал на их построение также и свои личные средства. Николай часто посещал храмы и монастыри во всех углах страны, принося благоговейное поклонение местным святыням - святым мощам и чудотворным иконам. Участвовал Царь также и в торжествах и годовщинах памяти российских святых и церковных событий…

Государь ещё при земной жизни был попечителем о страждующих и нуждающихся. Он часто помогал простым людям в трудных ситуациях. Царица Александра также помогала больным, нуждающимся, занималась благотворительностью. Вместе с дочерьми ухаживала за раненными.

Николай II знал о своём мученическом пути. Он говорил: «Я родился в день памяти Иова Многострадального и имею предчувствие, что мне предстоят жестокие испытания». Он не раз приезжал к «светильнику Земли Русской», святому праведному Иоанну Кронштадтскому. А он предупреждал Царя, что у него есть только три пути для спасения: или уехать за границу и оставить всё; или стать странником в России; или стать мучеником. Государь из всех возможных вариантов выбрал путь Мученика и полное смирение перед волей Всевышнего, как и подобает Избраннику, Помазаннику Божьему.

РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ "БЛАГИЕ ВЕСТИ" ВЛАДИМИР ВОРОБЬЁВ, г. ТАГАНРОГ

 

Комментарии     Перейти к форме написания комментария

Комментариев нет

Оставить свой комментарий

Для комментирования материалов необходимо зарегистрироваться 

Я уже зарегистрирован

e-mail *

Пароль *

 

Запомнить меня

Я хочу зарегистрироваться

e-mail *

Пароль *

Повторите пароль *

Как Вас называть на сайте *

Код с картинки *