В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
В разделе
Календарь
24
апреля, ср
11 апреля по старому стилю

Посмотреть события этого дня

Венчание на Царство

Читать полную версию этой статьи

11 июля 1613 года сбылось пророчество Патриарха Гермогена.

Венчание на Царство.

Венчание на царство.
Александр Боханов, доктор исторических наук

 

 

Все узловые коллизии Смуты завязаны на поиске достойного продолжателя угасшей царской династии. Ни зарубежные принцы, ни чужие короли не годились. Русь могла принять только «природного царя»...

 

Пророчество Патриарха Ермогена

 

После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. И дело «национальной реставрации» (выражение Л.А. Тихомирова) стало делом всей Русской земли. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской — не по воле верховной церковной или высшей светской власти; он стал проявлением инициативы «социальной толщи», или народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе — феврале 1613 года, как констатировал исследователь, «был самым представительным из всех Земских соборов».

 

Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способ- ного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Го-дунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов.

 

Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие. Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон.

 

Дебатировалось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем».

 

Впервые имя боярского сына Михаила как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген.Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим.Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов».

 

О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано. Между тем, как заключал С.Ф. Платонов, о ходе самого Собора «мы ничего точного не знаем, потому что в актах и литературных трудах того времени остались только отрывки преданий, намёки и легенды, так что историк здесь находится как бы среди бессвязных обломков древнего здания, восстановить облик которого он не имеет сил».

 

В подавляющем большинстве случаев имеющиеся в историографии умозаключения и выводы касаются, так сказать, событийно-технической стороны этого события. В качестве характерного примера подобного подхода можно привести следующее заключение:
«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других.
Дело грозило затянуться.
И тут был найден компромисс.
Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде...
Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного.
Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи — поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм.
Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден».

 

Знак свыше

 

С формально-логической стороны вышеприведённое наблюдение вполне уместно. Наверное, на Соборе проявлялись и корыстные интересы, велись и какие-то тайные переговоры, возможно, даже и заключались некие политические «сделки». Надо думать, что имели место распространённые при избирательной процедуре коррупционные манипуляции. По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».

 

Обо всём этом историки строят догадки уже давно. Но как уже упоминалось выше, каких-либо надёжных документальных свидетельств ни о явной, ни уж тем более о закулисной стороне Собора практически не сохранилось. Но это, как раз, не самое важное. Абсолютизация любого из субъективных элементов, или даже их совокупности, ведёт к игнорированию духовно-исторического контекста русской истории. Думается, что только через православную оптику можно действительно полномерно воспринять и оценить то великое историческое событие.

 

Никогда не удастся выяснить, каким образом праведному Патриарху Ермогену открылась благодатность для Руси нового царя в образе непорочного и не замешанного ни в каких боярских махинациях отрока — Михаила Романова. Но в самом этом факте, как и в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, — явлен был знак особой Божией благодати Руси.

 

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Ермоген. Титулярник

Святейший патриарх Московский и Всея Руси Филарет. Титулярник

 

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали.В 1613 году априори никакого бесспорного фаворита не существовало. Речь здесь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности».

О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 – 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге.
Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт.
Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, — писал М.К. Дитерихс, — нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»...

 

Земские люди 1613 года, собравшись на «обирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость.
И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой.
Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

 

Призвание Михаила Федоровича на царство, Михаил Васильевич Нестеров.

Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года.

Художник Г. Угрюмов

 

Самуил и Саул

 

В истории никогда не бывает прямых событийных совпадений, но на уровне духовно-семиотическом сопоставимость исторических явлений существует. В случае со вторым явлением царства на Руси знаковую перекличку можно найти не в анналах отечественной истории, а в событии, произошедшем почти за две с половиной тысячи лет до того. Речь идёт о ниспослании царя израильскому племени, описанном в ветхозаветной Первой Книге Царств.

 

Как явствует из библейского повествования, у израильтян тоже было «нестроение», разрушительное общественное безначалие, вызванное неправедностью властителей-судей. Народ захотел иметь во главе себя царя, «чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1-я Цар., 8,5).

 

С этим ходатайством старейшины обратились к Самуилу — последнему великому судье Израиля. Самуил же молитвенно обратился к Господу. И Он, услышав зов народа и молитву верного Себе, открыл имя будущего царя. Этот отрок ничем не был примечателен, принадлежал к одному «из меньших колен Израилевых», но, по неизъяснимому Промыслу Всевышнего, удостоился царского служения. Сам Саул, имя которого в буквальном переводе значит «испрошенный», и не подозревал о грядущем царском предназначении.

 

Библия не сохранила свидетельств того, как Саул реагировал, узнав про свою царскую участь. Библейский рассказ позволяет заключить, что молодой человек, очевидно, был глубоко потрясён. Он полностью и безропотно подчинился всем распоряжениям Самуила, который и помазал Саула на Царство. Бог же наделил Своего избранника даром пророчества и «дал ему иное сердце» (10,9). Когда же надо было явиться народу, Саул настолько перепугался, что скрылся от глаз людских. С помощью Божией его отыскали в «обозе» и явили всем коленам Израиля. И тогда Самуил обратился к народу и сказал: «видите ли, кого избрал Господь? Подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живёт царь!»

 

(10,20 – 24).

 

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен, родители своего отпрыска, как бы теперь сказали, на престол не «лоббировали».

 

Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену; мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре.

Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога».

 

Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования — даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора.

 

Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи…

 

«Божие бо есть дело, а не человеческий разум...»

 

В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы».

 

Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная вмае 1613 года.

 

В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же бо праведен бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий — глас народа».

 

Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять,

 

Род Андрея Кобылы

В море документов XVIII – XIX веков ещё не найден тот, где царская семья впервые именовалась бы официально «Дом Романовых». Почему «Романовы» и с какого времени «Романовы», с достоверностью сегодня сказать нельзя. Известно, что Романовы — младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных — Захарьиных — Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке.

Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное — отца — деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин... С начала XVIII века иностранные историки, в основном шведы, называют русских царей Романовыми, в русской же литературе такая фамилия встречается лишь в XIX веке. Так что достоверно о существовании понятия «Дом Романовых» мы можем говорить именно с этого времени, возможно, в государст венные документы оно «перекочевало» из научных трудов.


Великая старица инокиня Марфа Ивановна. filaret_02.jpg.


Великая старица Марфа (Ксения Ивановна Шестова), мать Михаила Романова.

Художник П. Борель

Прапор бояр Романовых

 

что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего.

 

Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори».

 

И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание.

 

Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

 

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год.При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах.

 

Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома...

 

Царь и великий князь Михаил Федорович Романов.

Царь и Великий князь Михаил Фёдорович Романов.

Художник С. Ягужинский

 

Пророчество Серафима Саровского

 

Пронзительную по точности эту трагическую картину будущего России запечатлел Серафим Саровский (преставившийся в 1833 году):
«Пройдёт более чем полвека... Произойдёт великая продолжительная война и страшная революция в России... Произойдёт гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, реки крови русской прольются».

 

Святой всё видел и всё предсказал, но слышали и внимали Ему только немногие.

 

Отец Серафим знал и другое: в конце концов Господь «помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе».

 

Это же предсказывали и другие святые подвижники.

 

Россия подошла к краю пропасти и заглянула в неё.И узрев тьму, ощутив её мертвящую безнадёжность, все не омертвевшие души содрогнулись и с тем большей энергией стали искать те опоры и те ориентиры, которые были заповеданы предками.И вот, в начале ХХI века опыт Христа- преданности оказался широко и остро востребованным в России, так широко, как нигде в иных частях света.Именно этот христианский порыв лишний раз подтверждает, что монархическая идея в русском народе никуда не исчезла и исчезнуть не могла.

 

Комментарии     Перейти к форме написания комментария

16 августа 2012, 14:04, пользователь Wladimir оставил комментарий № 1
dodałem obszerny komentarz, lecz się nie ukazał.
20 августа 2012, 17:19, пользователь Wladimir оставил комментарий № 2
Problem z wysłaniem komentarza, tekst znowu się nie ukazał.
30 августа 2012, 20:37, пользователь Wladimir оставил комментарий № 3
Po 94 lat maskary w Jekaterynburgu na Rodzinie Królewskiej Mikołaja II nocą 16/17 Lipca 1918 roku ujawniam tajemnicę;
(...)po masakrze o świcie, ranny carewicz Aleksy w głowę uratował agent brytyjski wywiad Stephen Alley, wywiózł ukrywając w Polsce(Polszu). Zmarł w 1973 rok zostawia potomków, synów i córki, kości leżą na terenie Polski, odszukaj kości, zbadać to prawda.
5 октября 2012, 01:12, пользователь Wladimir оставил комментарий № 4
Wszystko co piszę o uratowaniu carewicza Alexeja z masakry na rodzinie Romanowów w nocy 16/17.07.1918 r JEST PRAWDA, są dowody, że carewicz Alexei był uratowany z masakry, ukrywał się w Polsce, zostawił potomstwo które żyje na terenie Polski.
W 2012 roku ujaw  niam tajemnicę ucieczki Alexeja z masakry na rodzinie carskiej Mikołaja II w Jekaterynburgu.
Jeżeli naród rosyjski poszukuje potomków ostatniego cara Mikołaja II, potomków należy szukać w Polsce. Wszelkie informacje są dostępne pod adresem e-mail: zwolennik1718@wp.pl
Mieszkam w Polsce, posiadam korzenie rosyjskie, chcę pomóc w poszukiwaniu krwi potomka Dynastii Romanowów, posiadam niezbite dowody, że carewicz Alexei był uratowany z masakry w nocy 16/17.07.1918 roku.
Pozdrawiam wszystkich Rosjan wierzących w Boga i Matkę Bożą, niedługo Rosja wyzwoli się od Złego Demona.

Оставить свой комментарий

Для комментирования материалов необходимо зарегистрироваться 

Я уже зарегистрирован

e-mail *

Пароль *

 

Запомнить меня

Я хочу зарегистрироваться

e-mail *

Пароль *

Повторите пароль *

Как Вас называть на сайте *

Код с картинки *