В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
Календарь
20
апреля, сб
07 апреля по старому стилю

Календарь

1920 г. Постановление Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета за 362. Возникновение Русской Зарубежной Церкви

Вместе с Белой армией генерала Врангеля, покинувшей Крым, 19 ноября 1920 г. в Константинополь прибыло также Высшее церковное управление Юга России. Вдогонку им было издано постановление Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. за № 362. Оно гласило: если какая-либо епархия «вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях»; это «непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея».

На основании этого постановления было организовано Высшее Церковное Управление русской православной эмиграции во главе с митр. Антонием (Храповицким). В 1921 г. оно обосновалось в Сербии, провело I Всезарубежный церковный Собор и охватывало заграничные дореволюционные епархии Русской Православной Церкви в Америке и на Дальнем Востоке, храмы в Западной Европе (являвшиеся заграничной частью Петроградской епархии), Духовную миссию на Святой земле, русские монастыри на Афоне и беженцев во всех странах рассеяния, на основе которых были созданы новые, эмигрантские епархии. Все они считали себя "свободной частью Русской Православной Церкви".

Однако в бывших частях Российской империи – Польше, Финляндии, Румынии (Кишиневская епархия) и Прибалтике – постановление № 362 не могло быть осуществлено; там под давлением политических властей и интриг Константинопольского Патриарха был взят курс на создание местных ассимилированных православных Церквей. После смерти Патриарха Тихона и в русском зарубежье вследствие отколов от Русской Зарубежной Церкви образовалось еще несколько разных церковных юрисдикций: парижская (митрополита Евлогия, вошедшая позже в Константинопольский патриархат) и американская (митрополита Платона, получившая в 1970 г. автокефалию от Московской патриархии, что однако не было признано другими поместными Церквами).

(По книге "Миссия русской эмиграции")


С падением власти КПСС в СССР вместо восстановления исторической традиции и законности перекрасившейся номенклатурной и КГБ была устроена Великая криминальная революция, установившая новую циничную мораль и беззаконие. К сожалению, этому подчинилось и церковное руководство МП, лишь "перекрасившись" из служителей коммунизма с служителей демократии: в России не возникла каноничная церковная власть, готовая оказать сопротивление натиску сил зла в новом обличье. Вместо правдивой оценки истории ХХ века продолжилось замазывание сути богоборческой власти и созданных ею коллаборационистских церковных структур, вместо покаяния в сотрудничестве с нею – унижение подвига Новомучеников. Поэтому РПЦЗ была вынуждена продолжить свое автономное существование на основании указа № 362, оставаясь хранителем истины и живым укором новым узурпаторам. С приходом к власти президента Путина методами обмана (в том числе через агентов влияния) и шантажа (отнятием церковной собственности и храмов) была ускорена и завершена операция КГБ-ФСБ по "воссоединению" РПЦЗ с "Матерью-Церковью". См.: Перезахоронение РПЦЗ(Л) – акт легитимации Великой криминальной революции.