В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
Календарь
18
апреля, чт
05 апреля по старому стилю
Царский календарь и жития святых
Страдание святых мучеников Агафопода и Феодула
Житие преподобного отца нашего Марка Афинского
Память преподобного Пуплия
Память преподобного отца нашего Платона исповедника
Память преподобной Феодоры Солунской
Этот день в истории
1242 г. великий князь Александр Невский одержал сокрушительную победу над немецкими рыцарями на Чудском озере (“Ледовое побоище”)
1538 г. в полном расцвете лет внезапно скончалась (видимо, была отравлена) Великая Княгиня Елена Глинская, мать Первовенчанного Русского Царя Ивана IV Грозного
1684 г. рождение Государыни Императрицы Екатерины I Алексеевны
1797 г. Венчание на царство Павла I и Акт о престолонаследии
1831 г. скончался выдающийся флотоводец и дипломат, участник Дарданельского и Афонского сражений, адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин (род в 1763 г.)
1993 г. в Пасхальную ночь cатанистом совершено ритуальное убийство в Оптиной Пустыни трех монахов

Выбрать другой день

Архив старого форума

ЧИН ВЕНЧАНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ.

Автор: admin, Дата: 13 января 2009, 01:52
Заголовок сообщения: ЧИН ВЕНЧАНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ.
Чин Царского Венчания и Миропомазания


Миропомазание наших Государей не есть восьмое или какое-либо новое таинство, но высшая степень Миропомазания

«По чину Христовой православной Церкви, священнодействие Царского Венчания начинается тем, что Церковь предлагает Благочестивейшему Императору произнести во всеуслышание православное исповедание веры. Что это значит?

Это значит, что Церковь, как сама основана непоколебимо на камени веры, так желает и Царское достоинство и благословенное царствование утвердить непоколебимо на камени веры. Поистине, если Господу нашему Иисусу Христу, владычествующему над всем по Божеству, вследствие заслуги спасительного страдания и воскресения новым образом как Богочеловеку дана, по собственному изречению Его, всякая власть на небе и на земле (Мф. 28,18); если Он, по слову Тайновидца, есть Князь царей земных, то, по сему самому, земные Царь и Царство могут быть истинно благословенны и благоденственны только тогда, когда они угодны Небесному Царю и Его верховному владычеству; угодны же Ему могут быть несомненно только тогда, когда право исповедают и деятельно хранят веру, которая есть сила, и средство, и цель Его Божественного владычества. И сию-то истину деятельно исповедует Благочестивейший Самодержец наш торжественным исповеданием святейшего Символа святейшей веры Христовой».[5]

После чего «следует великая ектения, в которой св. Церковь от лица всех верноподданных испрашивает у Царя царствующих благословления небесного на главу Царя земного и всех даров Духа Божия, необходимых Ему в предстоящем великом служении; св. Церковь просит Царю премудрости и силы, благопоспешения во всем и долгоденствия, чтобы услышал Его Господь в день печали и защитил Его, чтобы ниспослал Ему помощь Свою и заступил Его, чтобы неподкупны были суды Его, чтобы грозно было оружие Его врагам Отечества [Богоизбранного Русского Народа] и пали под ноги Его все враги и супостаты... После ектении поется тропарь: “Спаси, Господи, люди Твоя...” и читается паремия из книги пророка Исаии. После паремии возглашается прокимен: “Господи, силою Твоею возвеселится Царь...” и читается Апостол, в котором св. Павел учит о повиновении властям предержащим, о том, что царская власть происходит от Бога и потому всякий противляющийся Царской власти сопротивляется повелению Самого Бога. За Апостолом следует чтение Евангелия, в котором из уст Самого Господа Иисуса слышится заповедь: “Воздадите кесарево Кесареви...”»[6]

«Далее весь чин Царского венчания святая Церковь как облаком духа облекает, как благоуханием священного кадила исполняет – обильною молитвою. Каждое восприемлемое Царем знамение величества: порфиру, венец, скипетр, державу она осеняет Божественным именем Пресвятой Троицы».[7]

«"После Евангелия митрополиты подносят Государю Императору царскую порфиру, и Государь возлагает ее на Себя при их содействии, причем первенствующий митрополит произносит: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”. Его Величество преклоняет главу, а первенствующий митрополит, осенив ее крестным знамением, возлагает на нее крестообразно руки и читает молитву, в которой просит Господа, чтобы удостоил Своего верного раба, Государя, священного Миропомазания подобно Давиду, который приял помазание от Самуила пророка, чтобы облек Его Своею силою Божественною для великого подвига Царствования, чтобы явился Он твердым хранителем догматов веры православной и, совершив свое Царское служение на земле, удостоился быть наследником Небесного Царства.

Вслед за тем митрополит подает Государю Императору корону, и Он Сам возлагает ее на Свою главу, а митрополит произносит: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь...” Потом первосвятитель говорит Его Величеству: “Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский, видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всероссийскаго Народа, венчает невидимо Царь славы Христос благословлением Своим благостным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими, [над Богоизбранным Русским Народом, Иаковом, и над Наследием Божиим – земной Церковью Христовой, Израилем]”. Подобным же образом митрополит подает Его Величеству в десницу скипетр, а в шуйцу державу, говоря, что они служат видимым знаком данной Ему от Бога власти Самодержавной.

Облеченный во все знаки Царского достоинства Государь садится на Своем Царском престоле. Вскоре потом Он приглашает к Себе Свою Августейшую Супругу. Она подходит и становится пред Ним на колена. Государь снимает с Себя корону, касается ею главы Государыни и снова возлагает ее на Свою главу. В это время подносят меньшую корону, которую Государь и возлагает на главу Императрицы. Подают Ему порфиру и бриллиантовую цепь: Он ту и другую возлагает на Свою Августейшую Супругу, после чего Императрица встает и отходит на Свой престол. Следует провозглашение многолетия.

Богом венчанный Государь отдает скипетр и державу ближайшим сановникам и один за всех преклоняет колена пред Господом и вслух всех читает молитву... Как трогательна эта молитва Царская, в которой Он смиренно благодарит Господа за Его неизреченные к Нему милости и подобно древнему Царю Соломону взывает: “Да будет со мною приседящая престолу Твоему премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да разумею, что есть угодно пред очима Твоима и что есть право в заповедях Твоих!.. Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово...”

По окончании молитвы Государь встает, а вся церковь, все верные Его подданные в свою очередь становятся на колена и первосвятитель от лица всех произносит молитву – ту самую, которая ежегодно потом повторяется на молебном пении в день восшествия на престол и в день воспоминания Коронации Государя. Так утверждается союз Царя с Его верными подданными, утверждается молитвою Царя за подданных и подданных за Царя. Так еще более скрепляются узы любви пред лицом Божиим обетом Царского служения благу Народа и послушания подданных своему Богом данному Государю...

Остается Богом избранному Самодержцу облечься силою Духа Божия в священном Миропомазании и соединиться с Самим Господом в таинстве св. Причащения, и это совершается на Божественной литургии. Во время причастного стиха два архиепископа идут к трону Государя и приглашают Его приблизиться к Царским вратам. Государь идет в порфире. Тогда первенствующий митрополит берет сосуд, помазывает Его Величество св. Миром на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях и руках, произнося: "Печать дара Духа Святаго", а второй митрополит отирает места помазания. В это время происходит звон и 101 выстрел. Государь отходит к иконе Спасителя. Приближается Государыня и митрополит помазует Ее только на челе. Она отходит к иконе Богоматери. Тогда Первосвятитель вводит Помазанника Божия чрез Царские врата во св. алтарь: здесь Государь делает поклонение св. Престолу и приемлет от руки митрополита св. Причащение: особо Тело, и особо Кровь Христову, как приобщаются священнослужители. Государыня Императрица причащается в Царских вратах по обычаю…

В этом таинственном обряде сказывалась вся особливость Православной Монархии. Восточные деспоты правили во имя собственного произвола; государи Запада - во имя мнимой народной воли; наш Самодержец – во имя Христа, как послушный раб Его и исполнитель Его Божественных велений, как руководимый Духом Божиим в силу благодатного Таинства Миропомазания при венчании на Царство.

Вот основа и опора нашего государственного [и церковного] бытия. Забыли мы о значении великого Таинства Помазания на Царство, стали увлекаться примерами впавшего в материализм Запада, утратили отечественную самобытность и оказались в бездне..."[8]

Что можно прибавить к этим прекрасным словам? Разве лишь указать на то, что забыли об этом не только “мы”, под каковым словом автор, вероятно, разумеет русскую интеллигенцию, но и вожди ее, пастыри и архипастыри Церкви».[9] Эти слова товарищ (заместитель) обер-прокурора Св. Синода князь Николай Давыдович Жевахов написал через десять лет после цареборческого беснования февраля 1917 года. Нынешние пастыри и архипастыри, в своем подавляющем большинстве, просто ничего не знают о значении великого Таинства Помазания Богопомазанника на Царство Богоизбранного Русского Народа. Они просто имеют глубочайшее духовное повреждением ересью папизма и цареборчества, ибо, по слову преподобного Серафима, их учили и они сами учат «учениям и заповедям человеческим, а сердца же их» стоят далеко от Господа! (Настольная книга священнослужителя. Т3. М. 1979. С. 601-602.)[10]
4.3. Церковь Христова в Таинстве Помазания обязывает священника произносить слова “Печать дара Духа Святаго”

«Чтоб усвоить Царю более внутреннее, таинственное освящение, Церковь священным Помазанием полагает на Него печать дара Духа Святаго. Наконец приближает Его к самой трапезе Господней, и на великий подвиг Царствования укрепляет Его Божественною пищею Тела и Крови Господних. [Напомним, Божественные Дары (Тело и Кровь) Царь потребляет раздельно! Также обращаем внимание на то, что Церковь Христова в своем Таинстве Помазания обязывает священника произносить слова “Печать дара Духа Святаго” для того, чтобы и помазующий миром, и помазаемый им отчетливо понимали, что это “печать дара Духа Святаго”, а не печать помазующего.

По мнению еретиков-папистов, патриарх, а (не Господь!) венчает Помазанника Божия на Царство. Для этих несчастных глупость о помазании Царя от патриарха, а не от Бога основывается даже на такой детали обряда при Венчании на Царство, как помазание Царя миром руками архиерея. Глупость эту, исходящую из горячего желания упразднить полноту Царской власти, паписты допускают, не задумываясь о том, что архиерей, участвуя в этом обряде коронации, выполняет лишь функцию ассистента: один ассистент несет царские регалии, другой их подносит, третий помазует миром «на челе Его Величества, очах, ноздрях, устах, ушах, перстях и “по обеим сторонам” на руках, говоря: “Печать дара Духа Святаго”», другой ассистент (митрополит!!!) отирает места помазания. Согласитесь, ведь очень не удобно самому себя помазать, особенно, “по обеим сторонам” на руках, а потому и нужен ассистент, но не господин Царя-Богопомазанника!

Помните Иисус Христос говорит апостолу Петру: паси овец Моих (Иоан. 21,16). То есть, епископы-апостолы, знайте свое место, и пасите, не господствуя, не своих, а Моих овец! Все разумные люди, христиане или нехристи, знают, что Царь пасет народ свой и наследие Божие, именно господствуя! Это Царь является Великим и Государем, и Господином, и Отцом нашим. А любого священнослужителя (от простого попа до патриарха) апостол Петр, вразумленный Иисусом Христом, умоляет: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1Петр. 5,2-3). То есть, пасите, но не смейте быть господами над наследием Божиим, тем более Великими Господами! Пасите не повелениями, но подавая пример стаду! Даже само слово "священнослужитель" указывает на служебную функцию любого епископа, не говорят же об епископе "священногосподин".]

Представляя сие сколь священное, столь же и величественное зрелище [Венчания Царя на Царство], кто не помыслит с благоговением, как велико поистине значение православного Царского Величества! Оно осенено, объято, проникнуто освящением свыше. Да слышатся и здесь оные древние пророческие от лица Божия гласы: вознесох Избраннаго от людей Моих; елеем святым помазах его; истина Моя и милость Моя с ним! (Пс. 88,20.21.25)» (Св. Филарет. Учение о Царской власти. С. 23).
4.4. Государь Сам возлагает Императорскую корону на главу Свою

Святитель Филарет Московский в другом месте «сообщает, что “обряд возложения рук, от времен апостольских доныне постоянно употребляемый в Церкви, означает ... возведение и посвящение в разные степени Церковного служения”. “По возложении порфиры Император преклоняет главу и первосвятитель, осенив Царя крестным знамением, возлагает крестообразно на главу Его руки. Посему Коронование ... называется рукоположением по данной благодати от Святого и животворящего Духа. При этом священноцарском руковозложении Церковь произносит молитву Господу ... помазать Царя елеем радования, облечь Его силою свыше, возложить на главу Его венец ..., посадить Его на престол правды и прочее. ...По молитве подносится Императорская “корона” – венец или диадема, которую Государь Сам возлагает на главу Свою”.

[Обратим внимание, что Помазанники Божии Сами на Себя возлагают корону, а не митрополиты или патриархи. В обряде это установлено как символ подотчетности Царя Единому Богу и того, что никто из человеков непричастен выбору Царя и возведению Его в Царское достоинство, но Сам Бог и только Бог. Эта часть обряда в Таинстве Венчании Царя на Царство лишает духовноповрежденных ересью папизма даже малейшего основания утверждать, что Царь должен подчиняться патриарху, раз патриарх возлагает корону на Царя при обряде Коронации.]

“При Короновании на Царство православных Царей совершается Помазание Их святым миром, как высшая ступень Таинства” Церкви, которое, как и любое другое Таинство, имеет догматическую силу.

“С рукоположением и возложением порфиры ... соединяется мысль о выделении из состава обычных мирян и возведении рукополагаемого в Церковный [Царский] чин. Именно такая мысль соединяется с рукоположением в 19-м правиле 1-го Вселенского Собора, – объясняет церковный историк и канонист М. Зызыкин. – Не облагодатствованные Церковью цари никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно счисляемы быти с мирянами”. [Но следует помнить, что только Богоизбранник на Царское служение помазуется невидимо Духом Святым, оттого Он и Богопомазанник, а зримо при Венчании и Помазании на Царство – освященным миром. Только Своего Избранника Бог, изливая на Него особую благодать Святого Духа, соделывает Христом Господним, подобным Христу Господу. А потому и до совершения Таинства Венчания на Царство Богоизбранного Русского Народа Наследник Престола Давидова царствует «Божиею милостью»[11] и благодатью Духа Святаго.

Константинопольский патриарх Антоний Четвертый (1388-1395) пишет, что Помазанник Божий при Венчании на Царство Своего народа «помазуется великим миром и поставляется Царем и Самодержцем всех христиан»[12]. Богопомазанник является таковым даже тогда, когда Таинство Венчания на Царство еще не совершено. Например, святой равноапостольный Император Константин Великий уже на 1-ом Вселенском соборе «справедливо сказал, что и Сам Он епископ (приводим собственные Его слова, произнесенные при нас): “только вы – епископы внутренних дел Церкви, а Меня можно назвать поставленным от Бога епископом дел внешних.” Распоряжаясь согласно с этими словами, Он надзирал за всеми подвластными Себе [от мирян до патриархов!] и побуждал их, сколько было силы, вести жизнь благочестивую»,[13] – пишет известный историк IV века Евсевий Кесарийский (Памфил). Чтобы подчеркнуть всю мощь благодати Помазания на Царское служение Духом Святым, даже если человеки этого Помазания и не совершали, вспомним, что святой равноапостольный Император Константин Великий принял святое Крещение только незадолго до Своей смерти.]

“Что касается Миропомазания, то оно так же, как и в греческой Церкви, воспринимается как Таинство и Императорами, и церковной иерархией, и церковной богословской мыслью”.

Во время литургии перед причащением один из митрополитов у алтаря совершает таинство святого миропомазания Государя в Цари: на челе, на очах, ноздрях, устах, ушах, персях и руках с известным сакральным возгласом. Другой же митрополит затем вводит Императора внутрь алтаря через царские врата для причащения по чину священников: отдельно Тела и отдельно Крови.

Епископ Никодим в толковании 69-го правила 6-го Вселенского Собора утверждает, что “Царям всегда дозволено было входить в алтарь и в алтаре – как Божиим Помазанникам – причащаться наравне со священнослужителями”. Он же в Церковном праве сообщает: “В алтарь могут входить только служители Церкви и Государь, которому каноны это разрешают”». (Государственный катехизис. С. 13-14).
4.5. Церковный Царский чин – это несение подвига власти для дарования другим безмятежного жития[14]

«Передкоронационная присяга, являющаяся по церковным правилам условием принятия в священный чин, рукоположение и миропомазание, сообщающие особую благодать Святого Духа, произнесение слов “свят, свят, свят” показывают, что с возведением в Царский сан Церковь связывает принятие в особый чин, отличный от мирян». Царский чин сообщает особые права, как например причащение отдельно Тела и Крови Христовых, вхождение в алтарь через Царские врата[15], права субсидиарного законодательства и участие в делах Церкви[16], но и возлагал особые обязанности – быть в мире представителем Церкви (внешним епископом) и защитником вселенской христианской истины.

Именно для Богоугодного выполнения Своих обязанностей Помазаннику Своему Господь Бог и предоставляет соответствующие права законодательства церковного и участия Его в делах земной Церкви. Ибо этот церковный Царский чин призван ограждать Императора от происков всяких врагов и еретиков. «Подобно монашескому чину, Царский чин в Церкви, являя отречение от личной жизни, выделяет носителя его из среды мирян; но в то время как там [у монахов] это отречение делается во имя сораспятия Христу, здесь оно совершается во имя подвига ради других, ради дарования им безмятежного жития и примера нравственного величия»[17] любви к Богу и подданным Своим, полагая душу Свою за подданных Своих (Иоан. 15,13).

Каждый год на молебне в Неделю Торжества Православия всем Царям-Богопомазанникам за этот «подвиг ради других» во всех православных церквях обязаны возглашать Вечную Память:

Всэ#м же w# правослaвiи подвизaвшымсz словесы, писанiи, uченiи, страданiи и# бг&оугоднымъ житiемъ, я$кw защитникоwмъ и# пособникwмъ o$нагw хр?това цр&ковь, летнее[18] воспоминанiе творzщи, восклицаетъ: ... вечнаz памzть, трижды[19]

Итак, давайте усвоим, что «подобно монашескому чину, Царский чин является учреждением высшей полезности для Церкви… Вводя этот чин как часть в своем устройстве, Церковь выделяет среди сынов своих от мирян как тех, кто отрекся от личной земной жизни во имя сораспятия Христу, так и того, кто отрекся от нее во имя несения подвига власти для дарования другим безмятежного жития»[20].

Православный народ, конечно же, это прекрасно понимал и знал, что только Царь-батюшка, как отец родной, защитит слабого и бедного, поможет доброму стать сильным, накажет злого. Ибо все это Царь делает, чтобы стяжать Самому благодать Духа Святаго, выполняя волю Всемогущего, и помогает стяжанию благодати Божией и Своим подданным. А потому Премудрый и Всемогущий Бог и держит сердце Царево и ум Его в руце Своей (Притч. 21,1).

Во всей своей полноте интересы простого народа защищает только власть Помазанника Божьего, ибо она задумана и создана Богом для Народа Своего. По этой причине только Царская власть отвечает самым широким интересам народных масс, а потому только православная Монархия является подлинно народной властью, только власть Царя является гарантом обеспечения счастливого и безмятежного земного жития и Народа Божьего, Иакова, и Наследия Божьего – земной Церкви, Израиля (Пс. 77,71). Символом же подлинно народной власти является Самодержавный Царь. Все русские Цари-Богопомазанники были вынуждены защищать подданных Своих, удерживая от греха властолюбия и научая милосердному житию в своем чине бояр, дворян и духовенство.

В конце мировой истории, когда Богоносный Русский Народ под бичом власти христоборцев придет в разум Христов, то неограниченная власть грядущего Царя-победителя будет иметь всенародную поддержку, как отвечающая интересам всех жителей России – Царства Богоизбранного Русского Народа. Поэтому-то Господь Бог и дарует Ему победу над антихристом.
4.6. Символом Соборности Богоизбранного Народа является Царь

Мы уже выяснили, что Господь Бог избирает человека для Царского служения Ему. Подвиг этого служения Богу заключается в отречении от личной жизни, подобно монашескому чину, но не ради молитвенного подвига в уединении, а ради несения подвига власти в мiру для дарования другим Богоугодного безмятежного жития в мiру.

Православный христианин понимает, что «счастье человеку столь же свойственно, сколь естественно оного желать. Желать? сей живый сердца нашего поток, всегда к большему стремящийся, изображает в струях своих последнее вожделение: насыщусь, внегда (когда) явитимися славе Твоей. Но доколе мы на земли: есть соответственные нашему пребыванию совершенства, удовольствия, радости. Без сего что была бы жизнь, сей первый благости Божией дар?»[21]

Так вот для дарования счастливого и безмятежного земного жития Своему Народу Господь Бог и избирает от чрева матери Своего Помазанника, который в определенное Богом время и понесет подвиг Царского служения жизни ради других. Для несения этого тяжелейшего креста служения по Царскому чину Господь Бог Своему Избраннику предоставляет сугубую благодать Духа Святаго, которую Избранник Божий обретает во всей полноте после совершения Таинства Миропомазания и Венчания на Царство. После вступления в Брак Богопомазанника с Соборной личностью Богоизбранного Народа (с Царством), Господь Бог через Своего Помазанника дарует благодать Духа Святаго, силу и могущество Своему избранному и возлюбленному Народу. И Народ обретает благодать Соборности и способность творить соборные добродетели, одна из которых – это верой и правдой служить своему Царю, Главе своей Соборной личности, и через то стяжать сугубую благодать Духа Святаго. Содействие благодати Духа Святого здоровью и развитию Народа Божьего и зависимость силы и могущества Богоизбранного Народа от Царя-Богопомазанника подобны тому, как луна светит светом, полученным от солнца.

Понятно, что в состав Народа входят и священнослужители всех рангов и титулов, включая и правящего архиерея столицы Империи, а все члены Соборной личности обязаны творить соборные добродетели. А от делания соборных добродетелей «не может не произойти и взаимное всех согласие к общему благу, и взаимное одного другому предпочтение, и довольство своим состоянием: так устроил Бог; сего требует Государь». При наличии благодати Соборности каждый «под сенью Скипетра, на поле своих трудов, званий проводил бы мирнодовольную жизнь свою, величая Бога и Царя, жертвуя Им всем, яко достоянием Их, посвящая Отечеству все, яко стяжание его».[22]

Признаком дарованной Богом Своему Народу благодати Соборности является власть Царя, Помазанника Божьего, а символом Соборности Богоизбранного Народа является Сам Царь. Необходимо понимать, что без Царя невозможно творить соборные добродетели. Без Царя на Престоле Давидовом невозможны никакие соборные покаяния, никакие соборные молебны, так же как и проведение полноценных Соборов Поместной Церкви или Земских Соборов невозможно! Для проведения каких-либо соборных действий необходимо, чтобы участникам этих действий от носящегося над ними Духа Божия нисходили светлые лучи в их ум, чтоб просвещать их в познании того, что есть истинно, Богоугодно и спасительно. От этих лучей Духа Святого падают в сердца верноподданных святые искры, чтоб воспламенять их к добрым намерениям и спасительным делам; и все существо их исполняется вышнею силою, с которою они и трудные дела начинает с дерзновением и совершает их с успехом.[23] Но Дух Божий над ними будет носиться, только если на Престоле Давидовом восседает Царь-Богопомазанник, ибо только через Него на Его подданных изливается соборная благодать Духа Святаго.

У священства и у Помазанника Божьего масштабы духовного окормления подопечных своих разные. Священник своих чад учит творить личные добродетели, Царь же Своих подданных учит творить соборные добродетели и обеспечивает делание этих соборных добродетелей духовными, властными и материальными ресурсами.

По замыслу Бога третий Богоизбранный Русский Народ, после обретения им своего Царя-Богопомазанника, обретет и благодать Соборности. И тогда воскресшее Самодержавное Российское Царство устрашит и уничтожит всех врагов Божиих, оградит Наследие Божие (земную Церковь Христову), Израиля, и спасет Русский Народ Божий, Иакова (Пс. 77,71), и все другие народы, возжелавшие служить Царю-победителю, а тем самым служить Богу и славить имя Его.

Сакральная идея третьего Богоизбранного Русского Народа заключается в том, что Царь-Богопомазанник совместно со Своими подданными, творя соборные добродетели, завершат в России, в центре вселенского Православия, построение земной иконы Царства Небесного. Егор Холмогоров[24] пишет, рассуждая об исторической судьбе и обязанности Богоизбранного Русского Народа: «Речь идет о фантастической по смелости попытке национального перемещения с грешной земли на Небеса», в Царство Небесное. Но не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21,27). А «Русская Нация с самого начала становится как Имперская Нация, формируя вокруг себя пространство, в которое втягиваются и конструктивно подключаются различные народы» во благо своего развития, во славу Всемогущего Бога.
4.7. Все русские Наследники Престола Давида обрели от Бога чин святости благоверных и христолюбивых Царей и Цариц

Богоносный Русский Народ, конечно же, видел подвиг отречения своих князей и Царей от личной жизни, совершаемый Ими по любви к Богу и ради выполнения Ими Воли Бога положить душу Свою за подданных Своих, ради дарования им Богоугодного и безмятежного жития, и потому почитались Они Народом после Их земной смерти местночтимыми святыми.

Интересные наблюдения сделали историки и искусствоведы, которые в силу своего профессионального интереса изучали древние иконы и фрески, печати и гербы. Очень важен тот факт, что их в пристрастном отношении к изображению Царей-Богопомазанников или просто князей упрекнуть нельзя: из контекста видно их неправославное мировоззрение, а уж тем более пиетета перед Царями у них не наблюдается, ибо эти ученые мужи являются продуктом образования и воспитания безбожного советского периода истории нашего Отечества. Так вот авторский коллектив кандидатов и доктора исторических наук, один из них руководитель Государственной геральдики при президенте Российской Федерации, констатирует, что «на печатях палеологовского времени (1261-1453 года) образ Императоров изображается, иногда с нимбом, а со времен первого Императора из династии Палеологов Михаила VIII – с благословля­ющей с небес рукой». (Герб и флаг России. X-XX века. М. Юрид. лит. 1997. С. 133).

А кандидат искусствоведения пишет: «Образ святого князя ступень за ступенью формирует и Степенная книга. Идеальный правитель – это тот, кто как государственный муж «благоразумным велемудрием преудобен, во бранех же храбр и мужествен... вся православные догматы по Бозе трудолюбно утверждая... на святость и на украшение Богом дарованные им державы», а в личной жизни «сам тщашеся угодная Богу сотворити», «многие святыя церкви поставляя и честная монастыри устрояя», так что через личный подвиг князя «вера христианская... сугубо распространяшеся». Именно верность Православию является главным основанием для прославления Государя как святого[25], а из русских князей никто никогда «ни смутися... ни соблазнися о истинном законе христианском» поэтому многие из князей «аще и не празднуеми торжественно и не явлены суть, но обаче святы суть» – так Степенная книга объясняет то обстоятельство, что даже не канонизированных официально Церковью князей сочли возможным представить в росписи собора. Степенная книга и образы Архангельского собора формируют представление об идеальном правителе из рода праведных, который и после смерти продолжает оказывать помощь потомкам, ограждая их небесным заступничеством. Центральная идея эпохи – прославление Православия через святость Государей...»[26]

«Нимб вокруг головы Царя [Иоанна Васильевича Грозного на фреске в Грановитой палате] так же не может считаться поздней “фантазией” палехских мастеров. Например, в Архангельском соборе Московского Кремля все портреты князей из династии Рюриковичей написаны с нимбами вокруг головы, несмотря на то, что никто из них (кроме святого благоверного Князя Александра Невского) не был канонизирован Церковью ко времени создания росписи. В то же время, портреты Царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, стоявшие в Архангельском соборе вплоть до 30-х гг. XIX века, были написаны без нимбов. Это свидетельствует о том, что нимбы на изображениях династии Рюриковичей не могли быть дописаны во время реставрации росписи в 1652-1666 гг., так как тогда, скорее всего, нимбы появились бы и на изображениях первых Царей из династии Романовых. Этого не случилось, но мастера, возобновлявшие росписи, сохранили нимбы в портретах Рюриковичей[27].

Тем более, ни у кого из иконописцев XIX века не могла возникнуть мысль о написании изображения Государя Иоанна IV с нимбом. Для этого был необходим или приказ Императора, или наличие древнего образца, подлежащего возобновлению. [Ибо, к сожалению, Русский Народ все более и более (в своей основной массе) терял способность быть благодарным своим усопшим защитникам – Князьям и Царям. Потому-то к тому времени в России имело место хождение басен и клевет на Царя Иоанна Грозного, которые распространялись потомками врагов Бога, Царя и Отечества, от которых-то и очищал Землю Русскую святой христолюбивый Царь Иоанн, грозный к этим самым врагам.]

Изображение нимба на Царском портрете из Грановитой палаты, как и изображения нимбов на Княжеских портретах из Архангельского собора, были именно признаком святости [за «отречение от личной жизни во имя подвига для других, ради дарования им безмятежного жития»] несмотря на то, что далеко не все из представленных на фресках Князей были канонизированы. [То есть церковное почитание этих угодников Божиих было распространено не во всех землях Российского Царства.] Изображенные с нимбом князья относились к разряду почитаемых усопших, или святопочивших, местночтимых в столице их княжества[28]». (В.Г. Манягин. ВОЖДЬ ВОИНСТВУЮЩЕЙ ЦЕРКВИ. Три доклада. Издательство "Библиотека Сербский Крест". М. 2003. С. 20-21.)

Вспомним слова праведного Иоанна Кронштадтского: “Если мы православные, то мы обязаны веровать в то, что Царь, не идущий против Своей облагодатствованной совести, не погрешает”[29] в Своем подвиге служения Богу. А потому все законные русские Цари-Богопомазанники через подвиг Своего Царского чина служения Богу, защищая земную Церковь и Своих подданных и оказывая им помощь в Богоугодном их житии, стяжали огромное количество благодати Духа Святаго и обожились. И хотя это холопскому разуму и трудно вместить, но только Бог судия Помазанникам Своим, русским хранителям Престола Давидова. И можно не сомневаться в том, что того количества благодати Божией, которую любой из законных русских Царей и Цариц стяжали Своим подвигом служения Богу в Царском чине, с лихвой покрывает все Их грехи и прегрешения, которые Они могли совершить, вольно или невольно, против человеков в нравственном отношении.

А через подвиг отречения от Своей личной жизни ради Своих подданных все русские Наследники Престола Давида, обожившись здесь на земле и попав в Царство Небесное после Своей смерти, обрели от Всемогущего и Правосуднейшего чин святости благоверных и христолюбивых Царей и Цариц. И поныне Они продолжают оказывать защиту и помощь в Богоугодном житии всем обращающимся к Ним «потомкам, ограждая их небесным заступничеством».

[1] И Господь помазал тебя царем над Израилем (1Цар. 15,17).

[2] И взял Самуил рог с елеем и помазал его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после (1Цар. 16,13).

[3] Св. Филарет. Учение о Царской власти. С. 20-22.

[4] Евфимий Зигабен. Толковая Псалтырь. С. 15.

[5] Св. Филарет. Учение о Царской власти. С. 23-24.

[6] Князь Н.Д. Жевахов. Воспоминания. Т.2. Кор-во СХС. 1928. (переиздано издательским отделом Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. Изд-во Родник. 1993.) [ниже - Князь Н. Жевахов.] С. 260.

[7] Св. Филарет. Учение о Царской власти. С. 23-24.

[8] Статья Н. Дивеева "Помазанник Божий", напечатанная в "Еженедельнике" от 13/26 августа 1923 года, № 102.

[9] Князь Н. Жевахов. С. 260-261.

[10] Угодница Божия Пелагия Рязанская. Составитель К.В.П. Альманах “Жизнь вечная”. М. 1999. [ниже – Угодница Божия Пелагия Рязанская.] Выпуск 1. С. 24.

[11] Из титула всех русских Царей и Императоров.

[12] Более полная цитата из письма константинопольского патриарха Антония Четвертого приведена в 5.2.4.

[13] Евсевий Памфил. Жизнь блаженного Василевса Константина. М.1998. С. 152. За основу взят перевод Санкт-Петербургской Духовной Академии, заново сверенный с греческим текстом.

[14] Разделы 4.5 и 4.6. написаны 13-18 марта 2006 года, это были дни 2-й недели Великого Поста, которая должна начинаться с чтения во всех церквях “Последования в неделю Православия”.

[15] «Царскими вратами эти врата называются потому, что на литургии чрез них, в виде Святых Даров, проходит Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих, Иисус Христос для напитания верных Своих Божественным Телом и Своей Божественною Кровью». (Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь.) Именно через эти врата проходит и Царь-Богопомазанник, земная живая икона Царя царей.

[16] Об этом смотри разделы главы 4.

[17] М.В. Зызыкин. Царская власть в России. М. «Москва». 2004. С. 69-70.

[18] Годовое воспоминание.

[19] Более полный фрагмент из “Последования в неделю Православия” приведен в главе 11.

[20] М. Зызыкин. Царская власть в России. С. 169.

[21] Сочиненiя Анастасiия, архiепископа Астраханскаго, бывшего Могилевскаго и Витебскаго. СПб. Типографiя ведомостей С.П.Б. городской полицiи. [ниже – Сочиненiя Анастасiия, архiепископа Астраханскаго.] 1850. С. 323.

[22] Сочиненiя Анастасiия, архiепископа Астраханскаго. 1850. С. 357.

[23] Именно то же самое происходит и с Богопомазанником. Об этом смотри в разделе 4.1.

[24] Егор Холмогоров. Историческая судьба русской нации. Газета Спецназ России №03(103) 2005. С. 10-11.

[25] Именно верность Православию русских Царей и Императоров и их властные функции, которые они использовали для смирения властолюбивого священства, и являются главной причиной ненависти к ним архиереев-кривоверов во все времена. (Замечание составителя Р.С.).

[26] Самойлова Т.Е., кандидат искусствоведения, МГУ. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля ХVI в.. Интернет-публикация: Исторический Вестник. 1999 г. (http://mf.rusk.ru/Ist_vest/3/3_5.htm).

[27] Самойлова.

[28] Самойлова.

[29] Государственный катехизис. С. 16.