В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
Календарь
25
апреля, чт
12 апреля по старому стилю
Царский календарь и жития святых
Житие преподобной матери нашей Афанасии
Житие преподобного отца нашего Исаака Сирина
Память святого священномученика Зинона, епископа Веронийского
Память преподобного отца нашего Василия Исповедника, епископа Парийского
Память преподобной Анфусы
Преподобномученики Мина, Давид и Иоанн Палестинские
Муромская икона Божией Матери
Белыничская икона Божией Матери (XIII)
Этот день в истории
1159 г. в Киев на Великое Княжение въехал Ростислав Мстиславич (Великий Князь Киевский 1154-1155, 1159-1161, 1161-1168), союзники которого прогнали Изяслава Давидовича (Великий Князь Киевский 1155, 1157-1158, 1161). Ранее Ростислава Мстиславича уже силой выгоняли с Киевского престола Изяслав Давидович с Юрием Долгоруким (Великий Князь Киевский 1149-1150, 1150, 1155-1157)
1547 г. в Москве начался сильный пожар
1740 г. рождение Императора Иоанна VI Антоновича в Петербурге, сына Анны Леопольдовны и принца Антона-Ульриха
1852 г. умер Василий Андреевич Жуковский (род. 29 января 1783 г.), наставник Наследника Престола Императора Александра II; автор текста Российского гимна “Боже, Царя храни!”
1877 г. Россия объявила войну Турции за освобождение славян на Балканах
1928 г. в Брюсселе умер генерал Петр Николаевич Врангель (род.15 августа 1878 г.)

Выбрать другой день

Архив старого форума

СТРАНА НЕ ВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ

Автор: Прихожанка, Дата: 7 мая 2009, 19:47
Заголовок сообщения: СТРАНА НЕ ВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ
СТРАНА НЕ ВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ

М.Н. Катков (1818-1887)


НАШЕ ВАРВАРСТВО –
В НАШЕЙ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ



Впервые опубликовано:
Московские ведомости.-1863.- № 178.-15 августа.

Мы не знаем, кто больше заботится, сами мы или наши противники, о том, чтобы мы признавали над собой компетенцию Европы и связывали свои действия каким-то международным правом.
Наша интеллигенция выбивается из сил показать себя как можно менее русской, полагая, что в этом-то и состоит европеизм.
Но европейская интеллигенция так не мыслит. Европейские державы, напротив, только заботятся о своих интересах и нимало не думают о Европе.

В ЭТОМ-ТО и полагается все ОТЛИЧИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ СТРАНЫ ОТ ВАРВАРСКОЙ.

Европейская держава значит умная держава, и такая не пожертвует ни одним мушкетером, ни одним пфенингом ради абстракции, именуемой Европой. Никакая истинно-европейская дипломатия не поставит себе задачей служить проводником чужих интересов в делах своей страны.

Наше варварство заключается не в необразованности наших народных масс: массы везде есть массы, но мы можем с полным убеждением с чувством достоинства признать, что нигде в народе нет столько духа и силы веры, как в нашем, а это уже не варварство…
Нет, наше варварство – в нашей ИНОСТРАННОЙ интеллигенции. Истинное варварство ходит у нас не в сером армяке, а больше во фраке и даже в белых перчатках.

Наши образованные люди, публицисты дипломатического пошиба не понимали, что Европа как политический термин есть фикция, которая ничем не отличается от бредней социализма и всякого рода утопий.
Эти господа не понимали, что Европа есть только удочка для их варварства, и что если наши противники влекли нас на суд Европы и заставляли нас подчинять ей интересы нашего Отечества, то этим требовалось только, чтобы мы с религиозным трепетом и благоговейно приносили самое дорогое для нас в жертву нашим врагам.

С нами не церемонятся. Наше варварство эксплуатируют и не скрывают того, с уверенностью, что мы не поймем обмана и тогда, когда увидим его.

Те самые правительства, те самые люди, те самые органы, которые твердят нам об Европе и интересах европейских, будут, нисколько не стесняясь нашим присутствием, смеяться над этим вздором.
Послушайте, до какой доходит это наглости.

Сейчас прочли мы в лондонской газете Times очень меткую отповедь на сетования некоторых французских органов, что Европа вследствие бессилия Франции перестала существовать, причем французскими публицистами делаются упреки Англии за то, что она не поддержала Францию в борьбе имевшей последствием ее теперешнее немощное положение.

Орган Лондонского города замечает, что толковать о Европе в смысле какой-то силы, предписывающей законы нациям, есть НЕЛЕПОСТЬ НЕДОСТОЙНАЯ ЛЮДЕЙ СЕРЬЕЗНЫХ. Не ограничиваясь сарказмами, Times не церемонится объявить, «что общности наций для охранения мира никогда не бывало, разве в дипломатических фразах», и рядом исторических примеров от Реформации до наших дней доказывает, что правительства и нации всегда руководствовались национальным интересом. По окончании больших войн улаживались общие соглашения, которые в течение времени упразднялись или силой, или развитием обстоятельств.

Словом, то же, что говорили мы: ТРАКТАТЫ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ И
УПРАЗДНЯЮТСЯ ВОЙНАМИ, которые ведут к иному порядку вещей, не имеющему ничего общего с прежними трактатами.

Times поясняет это всем известной историей трактатов, составленных на Венском конгрессе, от коих теперь не осталось ничего уцелевшего, хотя для упразднения их не понадобилось европейского разрешения. Не только не понадобилось, но вмешательство Европы было бы и невозможно, говорит Лондонский орган, ибо ни Франция, ни Пруссия не допустили бы, чтоб Европа улаживала дела, которые они считают своими.

- «Дело в том, читаем мы,- что всякая попытка соорудить из ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ формальный апелляционный суд была бы попросту сигналом ко всеобщей войне. НИКАКАЯ НЕЗАВИСИМАЯ СТРАНА НЕ ПОДЧИНИТ РЕШЕНИЯ СВОИХ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ СУДУ ПРИСЯЖНЫХ ИЗ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СОСЕДЕЙ. Нет, никакая независимая страна НЕ ДОЛЖНА допускать, чтобы потребности ее существования становились таким образом игрой случайности».

- «Независимые государства не дают материалов для таких судов, кои действуют внутри государства. Было бы невозможно назначить судей, коим бы все доверяли; а изменчивый кодекс общих правил, который смутно зовется международным правом или общим правом, был бы бесполезен при отсутствии какой-либо высшей международной власти, постоянно заседающей и компетентной не только пересматривать закон от времени до времени, но и принуждать к исполнению оного с помощью общей армии».

Но та же газета, в той же самой статье, не переменяя тона, объявляет, что Европа, - эта не существующая Европа, эта фикция, эта утопия, эта нелепость, которая в случае попытки осуществить ее стала бы началом всеобщих войн и потрясений,- вдруг становится действительностью несомненной, бесспорной, священной, КАК ТОЛЬКО РЕЧЬ КОСНЕТСЯ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ.

- "В Восточном вопросе, который теперь есть собственно русский вопрос, Европа, - учит Times,- ИМЕЕТ ПРАВО «НАВЯЗЫВАТЬ СВОЮ ВОЛЮ».

Не разумное, бессмысленное, наконец не существующее, вдруг является силой, которая имеет свою волю! Каково это!
Автор: Прихожанка, Дата: 7 мая 2009, 20:34
Заголовок сообщения: Когда возникли "двойные стандарты"?
КОГДА ВОЗНИКЛИ «ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ»?

Из статьи М.Н. Каткова

«Наше варварство – в нашей
иностранной интеллигенции» (1863 год)

Другой, еще более возмутительный пример эксплуатации нашего интеллигентного варварства.

Недавно в аугсбургской Allgemeine Zeitung (№ 119, от 29 апреля 1863 г.) прочли мы статью одного из немецких юристов, вызванную приговором петербургских присяжных по делу Засулич. Ничего не может быть основательнее излагаемого в этой статье взгляда на значение суда вообще и суда присяжных в особенности. Послушаем:

- «Что значит быть судьей?

Значит применять действующий положительный закон к субъективному деянию человека, кто бы он ни был и над кем бы он ни совершил свое деяние;
значит: всей силою своего духа и мысли стараться распознать, подходит ли состав данного деяния под существующий закон;
чтобы судья был проникнут до глубины души таким убеждением: я тем вернее исполняю мой долг и тем служу государству и правосудию, чем крепче сопротивляюсь всяким внешним влияниям и часто столь сильным внутренним возбуждениям.

Независимый от всех земных властей, он преклоняется лишь пред единой – пред величием закона.

Если же судья когда-либо уклонится от прямого пути, предначертанного ему законом, если он захочет поправлять законодательство и не даст должного применения действующей норме, потому что она покажется ему устаревшей и несогласной с современными юридическими воззрениями, то никто не усомнится признать, что такой судья изменил своему долгу и не понял достоинства возложенной на него задачи.

Но, может быть, судьи из народа, присяжные, поставлены в другие условия?

Если Линчев суд не допускается на улицах, то не следует ли допустить утонченный Линчев суд верховновластного народа в судебный зал, посредством которого устраняются существующие законы? – НЕТ!

Если присяжным поставлен вопрос: виновен ли подсудимый «А» в том, что выстрелил в «Б» с намерением умертвить его, то ненарушимый долг обязывает их добросовестнейшим образом убедиться, была ли в данном случае возможность и воля причинить смерть.

Следствие о том, не было ли подвергшееся нападению лицо такого свойства, что учиненное против него посягательство заслуживает снисхождения с нравственной точки зрения, или личность подсудимого не дает ли основания заключать, что он в своем деянии руководствовался какими-нибудь нравственными мотивами, - ТАКОЕ СЛЕДСТВИЕ ЛЕЖИТ ВНЕ СФЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ СУДА ПРИСЯЖНЫХ.
Коль скоро они, отступая от закона, возьмутся судить по произвольному усмотрению не внешнее деяние, но душевную глубину, они изгладят черту, которую человеческая мудрость провела между правом и нравственностью.

На место положительного общего критерия они поставят произвольное личное чувство; они нарушат закон; твердость которого есть лучшая охрана гражданина; они поколеблют общественную нравственность, что должно иметь неисчислимые последствия.

Если они вздумают поправлять закон, то в минуты возбуждения они создадут новый, который не может быть ничем иным, как незрелым выражением минутного настроения; захотят ли они миловать,- это будет не милость, а произвол…»

Представьте же себе, рассуждая так умно и зрело, тот же самый автор в той же самой статье объявляет, что К РОССИИ ВСЕ ЭТО НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ, что там судьи и присяжные не только могут, но должны нарушать свой долг, колебать общественную нравственность, вести к потрясениям, и что он очень рад приговору присяжных по делу Засулич (приговору, недопустимому в Германии или Австрии); он рукоплещет этому приговору вместе с избранной публикой Петербурга.

России так и надо...
Автор: Прихожанка, Дата: 7 мая 2009, 20:39
Заголовок сообщения: ПОСТСКРИПТУМ
ПОСТСКРИПТУМ

С момента написания М.Н. Катковым этой замечательной статьи прошло без малого СТО ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ...

И что же?

Наша варварская интеллигенция с маниакальным упорством продолжает доблестно маршировать по тем же самым многократно истоптанным граблям!

Да ладно бы только сама маршировала.

Русский народ-то ведь туда же гонит...

Выучим ли мы когда нибудь уроки нашей истории?