В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
Календарь
20
апреля, сб
07 апреля по старому стилю
Царский календарь и жития святых
Память преподобного отца нашего Георгия Исповедника, митрополита Митиленского
Страдание святого мученика Каллиопия
Этот день в истории
1503 г. скончалась Софья Палеолог, супруга Вел. Князя Московского Иоанна III Васильевича
1879 г. родился поэт-монархист, офицер С. С. Бехтеев (ум. В эмиграции 4 мая 1954 г.)
1885 г. умер историк Николай Иванович Костомаров (род. 4 мая 1817 г.)
1960 г. Кончина Великой Княгини Ксении Александровны, сестры Святого Царя Николая II

Выбрать другой день

Архив старого форума

ОБ УНЫНИИ И ОТЧАЯНИИ

Автор: Прихожанка, Дата: 4 января 2009, 19:44
Заголовок сообщения: ОБ УНЫНИИ И ОТЧАЯНИИ
ОБ УНЫНИИ И ОТЧАЯНИИ

В минуту отчаянья знайте, что не Господь
оставляет вас, а вы Господа!


(Архимандрит Агапит,
Настоятель Нило-Столбенской пустыни)


Унывать не нужно, а как увидишь, что согрешил, тотчас же, где бы ты ни был, кайся в душе перед Господом, а вечером особо… Нельзя отчаиваться: пал – восстании, постарайся исправиться. Крепко налейся на Божие милосердие и Его искупительную жертву.
(Преподобный Алексий Зосимовский).


При унынии старец Григорий (Давыдов) советовал читать 34 псалом и молитву в конце 5-й кафисмы.



Печаль, слезы и терзание тела своего есть двоякого рода печаль. Печаль есть по Боге и по своих грехах, и есть печаль и слезы о лишении благ земных, о лишении утешаться и наслаждаться страстями своими и разными непотребствами.
Прп. Серафим Саровский говорит: «Кто победил страсти, тот победил и печали! Как больной заметен по бледности лица, так побежденный страстями обличается печалью».

Уныние, и тем более отчаяние, есть признак малодушия, признак того, что душа неопытна в духовной жизни, в духовной брани; признак того, что человек не знает или забывает о том, сколь милосерд и любвеобилен Господь.
Не дай Бог поддаться духу уныния! От уныния до отчаяния один шан. Избави, Господи!
Никогда не забывай, что злая сила, когда приводит душу ко греху, тогда показывает ей Божеское милосердие и снисхождение, а когда человек впадает в грех, тогда запугивает его строгостью и правосудием Божиим, чтобы ввергнуть в отчаяние… А ты знай его хитрость и делай наоборот: когда представится случай ко греху, сразу вспомни о правосудии Божием и о строгости нказания, а когда согрешишь, тогда скорее кайся, помышляя о милосердии Божием, но только не отчаивайся.
Мужественные и твердые духом не отчаиваются в искушениях, каковы бы они не были, но мужественно борются с ними или терпеливо ожидают конца их и только усиливают молитвы, чаще читают книги житий и поучений святых Отцов, чаще ходят в Церковь, исповедают свои грехи и причащаются Святых Христовых Тайн… Так и ты делай. И будь уверен, что Господь простит тебе всякий грех, только не унывай, а чистосердечно раскаивайся в нем…
(Схигумен Савва (Остапенко).

Архимандрит Сергий (Шевич) говорил, что упадок духа, подавленность, нерадение и духовное нечувствие (обычно объединяемый у святых отцов в понятие «уныние») – это страсти.
Чтобы избежать уныния, мы должны переживать неприятности с терпением, зная, что «мы в этом мире для того, чтобы терпеть неприятности», иными словами, что это неизбежно для нашего земного бытия. Следует осознавать, что в этой жизни невозможно избежать невзгод, сложностей и испытаний, и это – часть того креста, который мы призваны нести. Крест этот нужно нести не пассивно, уступая унынию и подавленности. Для нас он должен быть не источником разрушения, самоуничтожения и смерти, но, напротив, источником жизни; и в несении креста необходимо наше действенное, волевое участие.
Вполне естественно, что, будучи христианами, мы чувствуем себя не очень «уютно» в земном мире. Конечно, этот «дискомфорт» может быть связан с неправильным духовным устроением из-за плененности страстями; но может иметь и совершенно естественную причину: наше падшее состояние, точнее – нашу изгнанность из Царствия Небесного, из Отчего Дома…
Если мы начали вести глубокую духовную жизнь, то наша профессиональная деятельность становится нам в тягость, не доставляет никакого удовольствия – и это совершенно естественно. Было бы даже нехорошо испытывать удовольствие от работы. Работу следует переживать как испытание, как аскетический подвиг. Именно так переживают ее монахи в монастыре, вынужденные выполнять те послушания, которые им неинтересны.


Существует и вид уныния, который непосредственно связан с духовной жизнью. Первая его форма называется грехами, совершенными прежде. Чтобы избавиться от него, естественно, следует проявлять терпение, но в то же время нужно стараться не смотреть на собственные грехи, не фиксироваться на них. Старец Сергий советовал никогда не начинать день с чувством уныния из-за грехов, совершенных накануне или в предыдущие дни, но каждый день начинать «с чистого листа».

Вторая форма уныния – та, причин которой мы не можем понять. Она связана с нашим общим греховным состоянием, которого мы не осознаем. Средство от этого – в том, чтобы каяться в этом состоянии неведомого нам греха. Именно с этой целью церковное Предание содержит различные молитвы, в которых мы можем попросить у Бога прощения за «грехи неведомые»; эта фраза для многих звучит непонятно, но тем не менее она имеет глубокий смысл и играет важную роль для очищения души. Поэтому нужно просить Бога: «Прости мне грехи, которых я не знаю» и терпеливо, упорно каяться, пока наше состояние не переменится.
Старец говорил о том, что некоторая усталость, лень, отсутствие энтузиазма, то есть некоторое отвращение появляются как раз тогда, когда мы собираемся молиться. В этом случае действуют бесы, которые пытаются помешать нам молиться. Это – классическое в духовной практике состояние, с которым мы должны бороться, и самое лучшее орудие против него – покаяние.
Нерадение, нерешительность или окаменение, проявляющиеся в том, как мы выполняем наши дела, относящиеся к материальной или духовной сфере, нужно переживать как ситуацию, в которой нам следует отречься от собственной воли. В связи с этим старец любил вспоминать правило, которого придерживались Валаамские старцы: в нем это отсечение собственной воли было доведено до абсолютного предела: «Я делаю что-либо не потому, что хочу этого, а потому что не хочу». Этот принцип нелегко усвоить и применять в жизни, но насколько же он плодотворен для внутреннего возрастания!

Зачем унываешь и скорбишь, что ты одинока, вспомни Евангельские слова Господа, как Он сказал Своим ученикам: «Вы… меня оставите одного, но Я не один, потому что Отец со Мною» (Ин. 16, 32).
Да и мы не одиноки, с нами и внутри нас живет Божественная сила, всегда борющаяся против жизненного зла. Береги это сокровище.
(Преподобноисповедник Георгий).

Когда покроет тьма тебя окаянного – сомнение, уныние, отчаяние, смущение,- тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в Нем самую благость, милость, щедроты, все это найдешь в одном имени, заключенным как бы в какой богатой сокровищнице. (Святой праведный Иоанн Кронштадский).

Больше всего бойся отчаяния – это самый тяжелый грех.
(Валаамский старец Михаил (Питкевич).


Мы никогда не должны думать, будто наше падшее состояние неизлечимо, но, напротив, должны быть уверены, что любой грех может быть прощен – достаточно попросить об этом у Бога.
Мы должны стараться не попадать в зависимость от наших грехов или от того, в чем мы были грешны прежде. Для этого мы должны: избегать подробного воспоминания о своих грехах и их «пережевывания»… начинать все с нуля, не оборачиваться на прошлое, а смотреть в настоящее и будущее.
Мы должны растождествить себя и свой грех. Дьявол стремится, чтобы нам казалось, будто бы мы и наши грехи – это единое целое, внушая нам: «ты и есть вот это», чтобы подтолкнуть нас к отчаянию; мы должны понимать, что грех и страсти глубоко чужды нашей природе и нашей личности, что они – как нарывы, появившиеся случайно, паразитирующие на нашей коже, но не являющиеся ее частью.
Очень опасно отождествить себя со злом, посчитать его чем-то, что присуще нам самим. Следует знать, что дурные устремления, проявляющиеся в нас, - это искушения, приходящие от бесов. (Явным знаком того, что проявляющееся в нас зло приходит от бесов, является то, что зачастую они преподносят нам искушения, которые не соответствуют нашим склонностям, нашим вкусам и желаниям, которые нас не затрагивают и не имеют для нас никакой привлекательности).

…Покаяние, наряду с перечисленными средствами и с молитвой,- один из первейших путей выйти из состояния отчаяния и избегать его впредь.
Против бесовского воздействия следует применять такие духовные средства, как покаяние, смирение и молитва…
Бесы проявляют себя в особенности ярко в момент молитвы. Они делают это двумя способами:
1) наводя на молящегося состояние оцепенения, нерадения, усталости или отвращения, подталкивая его к тому, чтобы не начинать молитву или перестать молиться;
2) вызывая в молящемся либо дурные помыслы, которые могут быть искусительными, либо обычные мысли (ни плохие, ни хорошие), которые отвлекают от молитвы.
Эти два вида проявления бесовского воздействия не должны ни удивлять, ни волновать; их следует принимать как «классические» ситуации, перед лицом которых мы должны оставаться невозмутимыми и с которыми должны бороться терпеливо и с покаянием…
Другой их излюбленный прием – заставить нас отчаяться, внушив нам, что зло, которое они нам нашептывают, исходит от нас и является нашей частью… Однако следует знать, что наша природа, если не считать наших ошибок и несовершенств, в основе своей добра, что всякая душа одухотворяется Святым Духом, что зло нам чуждо.
(Архимандрит Сергий (Шевич).

Какое бы ни произошло поползновение, падение – надо вставать, не отчаиваться, а опять начинать – труд и труд нам нужен, борьба. Только за мужественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с искренним покаянием и твердое упование.
(Валаамский старец Михаил (Питкевич).

Когда познаешь, сколь благ, сколь милосерд Господь, тогда становится ясным, почему отчаяние считается смертным грехом, то есть очень тяжким грехом. Как бы ни были многочисленны грехи человека и как бы ни были тяжки преступления его, но безграничное милосердие Божие покрывает их все, если человек кается, сокрушается и искренно хочет исправиться. Грехи, как бы они ни были тяжелы и многочисленны, но они имеют границу, имеют предел, а милосердие Божие не имеет границ и предела…
И когда человек думает, что Бог не простит ему грехи, и отчаивается в своем спасении, он, тем самым, помышляет как бы хулу на Бога, умаляет его достоинства, отталкивает от себя милосердие Божие, отталкивает от себя спасение, таким образом, сам себя губит. Слава Господу Богу за то, что Он дал нам покаяние!
Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.
(Схигумен Савва (Остапенко).

Никогда, ни при каких обстоятельствах не будем отчаиваться в своём спасении. Никогда не будем терять надежды на спасение наших близких…
Ведь в самом деле, что мы знаем о жизни другого человека… Мы видим, как грешат люди, но разве мы видим, как они каются… Посмотришь, будто в сердце грешника растут одни плевелы, но Всевидящему Богу видна и пшеница. Ему известны и слезы и воздыхания. Он слышит незримые для мира муки совести… Наступит день, когда, исторгнув из своего сердца плевелы, чистую отборную пшеницу принесет покаянное сердце в житницу долготерпеливого Хозяина жатвы духовной…
Боже Милостивый, принявший разбойника покаяние, слезы блудницы, мытаря призвавый в Царствие Свое, прими и наши воздыхания и призови «из тьмы в чудесный Свой Свет», где в незаходимой славе сияют и мученик Вонифатий, и праведница Аглаида, со всеми святыми… Аминь.
(Старец Михаил Едлинский).

Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его.
(Схиархимандрит Виталий (Сидоренко).


В своих скорбях не отчаивайтесь и не опускайте рук. Читайте чаще и больше Евангелие. Иисус Христос всех кающихся прощал, но и предупреждал: иди и впредь не греши. Прибегайте чаще к Нему, сознавайтесь в своих неправдах, просите помощи, понуждайте себя всегда, когда вслух, когда про себя творить молитву Иисусову.
Ни при каких обстоятельствах не приходите в отчаяние и безнадежие, это страшнее всякого греха. Они приводят к духовной смерти, а иногда и к самоубийству. «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Поэтому надо просить прощения у Господа, не желающего гибели грешника, пришедшего спасать погибающих. Притом же верно слово Божие, что «любящим Господа все споспешествует ко спасению». Так зачем унывать, опускать руки.
Никогда не отчаивайтесь и не теряйте надежды на Бога. Не слушайте врага. Ищущему Бога все будет содействовать ко спасению. Мы все в падении. Но есть у нас Спаситель, который прощает кающимся и не отталкивает от себя. Грядущего ко Мне не изжену вон. Любовь Божия превозмогает наши грехи и немощи, если мы смиримся, сознаем эти немощи и искренне просим прощения. Будьте же здоровы также и духом. Да хранит и спасет вас Господь.
Игумен Никон (Воробьев).

Из книги "Духовный маяк: советы православных подвижников ХХ столетия)". М: 2008.