Основная тема фильма - покаяние за совершенный когда-то грех. И все в нем понятно, и фильм очень русский... Каяться, так вот так, чтоб всю жизнь в кочегарке на угле, чтоб ни дня без молитвы, ни минуты отдыха душе.
Непонятны мне в фильме две вещи.
Первая. Все знал главный герой - и зачем девушка пришла, и что муж другой просительницы жив, и как беса прогнать. Не знал только, что жив Тихон, которого он считал погибшим.
Почему?
И почему так странно ведет себя главный герой?
АЛЕКСАНДРА: ОТВЕТ.
Спасибо Вам за глубокий вопрос.
Не удивительно, что в советское время люди, совершенно не уцерковленные, не знающие и не ведующие Бога смогли сохранить в себе духовное видение предков.
Не удивительно потому, что именно благодаря Божией искре в душе народа нашего, мы видим сейчас, как быстро возрождается вера в народе, как наполняются храмы молодежью, как приходит к народу осознание греха.
Живой пример этому удивительному возрождению преподносит нам фильм "Остров".
Герой фильма вдруг осознал, как низко он пал: из-за панического страха быть убитым он сам убивает, убивает по издевательскому торгу: убьешь - сохраним тебе жизнь.
Он убивает невинного человека, который ничем не угрожал ему.
Как страшно получить смерть от близкого тебе человека, выкупая тем самым себе право жить.
Вот русский дух: совесть не дает ему покоя ни днем, ни ночью. Жизнь превратилась в кошмар и он выбирает себе путь - в монастырь.
Вспомните преподобного Серафима Саровского: когда он узнает о назначении его игуменом, он в мыслях возгордился.
Осознав в себе эту гордыню - ужаснулся. Отказался от назначения, попросил настоятеля отпустить его в пустынь - отмаливать грехи.
И тысячу дней простоял на коленях на камне, питаясь корешками.
Господь по его смирению дал ему дар предвидения и целительства.
Таких примеров в истории Российской много. Взять хотя бы нашу блаженную Ксению.
Но потому они и святые: им так было легче, потому что жить в миру с ежеминутным думание о своем грехе, постоянно обличая его - это как на раскаленной сковороде.
Уйдя в затвор, испытывая свою плоть, как бы наказываешь себя. Физические страдания вначале отвлекают, но к страданиям постепенно привыкаешь, с ними сживаешься и, не видя больше способов уйти от душевной боли, смиряешься со своей ничтожностью, это становится твоей сущностью.
А это и есть переход в иное духовное состояние - святости.
(Кстати, есть выражение: победа над собой - самая сладкая победа).
Молитва становится необходимостью, естественным состоянием души.
И по воле Божией, как награда, дается дар предвидения. Целительства душ.
Но относясь к себе как к ничтожеству, никогда не сможешь попросить у Господа за себя.
Потому и наш монах не мог за себя просить.
Ему не важно было жив тот человек или нет. Важно было то, что он его убил, он это сделал! И нисколько не умаляется и не снимается его грех, если Господь спас этого человека.
Перед законом он чист, а перед своей совестью - нет.
Он его убил! Убил, выкупив тем самым себе право жить.
Грех есть и останется с ним до самой смерти.
Снять его может только Господь Бог, видя его смирение и ужасающее чувство собственной ничтожности.
Поэтому он равнодушно воспринял известие о том, что ему не удалось убить этого человека. В том нет его заслуги, а значит, нет ему прощения.
Так он считает.
Но Господь посчитал иначе и даровал ему способности, отличные от прочих людей: прозорливость.
Вспомните его отношение к своему дару: он делает вид, что рядом с ним существует человек, который все знает, все видит, который исцеляет. Сам он не может исцелять, не может пророчествовать - это факт! Он только передает мысли этого человека.
Поэтому он как бы раздваивается, ведет себя неадекватно, чтобы не возвеличивать себя в глазах других.
Это - высший пилотаж. Из меня бы пёрло бы, что это я такая...
Его одиночество, в которое он облачил себя, создавая для всех образ маньякоподобного чудака, его любовь к людям прорывается в смиренной фразе перед смертью: "А ты будешь плакать, когда я умру?"
"Да", - услышал он от своего духовного врага.
От Бога даровано было ему духовное зрение, потому он так вел себя с братиями, вызывая всеобщую неприязнь: этим он обличал их грехи.
Не знаю, достаточно ли внятно я высказала свое понимание идеи фильма?
-----------------------
В дополнение привожу молитву этого самого монаха, которую он читает в фильме.
Это МОЛИТВА ОТ ОСКВЕРНЕНИЯ, святого Василия Великого.
Молитва, необходимая для каждого из нас.
"Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со инеми всеми беззаконии моими, и яви мя нескверна (для женщин - нескверну), Владыко, за благость Христа Твоего, и освяти мя
нашествием Пресвятаго Твоего Духа: яко да возбнув от мглы нечистых привидений диавольских, и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию отверсти скверная моя и нечистая уста, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."