СВ. НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ О РОССИИ
Статья Св. Николая Сербского (Велемировича)
(1860-1956)
РОССИЯ ЗА ЧУЖОЙ РАБОТОЙ
Горизонты человечества особенно омрачены технической революцией в России.
Наши братья в западном полушарии, давно придавленные идолом техники, с жаждой и упованием ждали от России какого-то яркого света, какого-то спасительного наставления, какой-то более задушевной и жизненной программы, одним словом, чаяли этики, а не техники.
Однако на поверхность вышло нечто совершенно противоположное всем надеждам Запада.
Западническо-семитские заговорщики разрушили пророческо-этическую Россию, чтобы на ее руинах поставить идола техники, гораздо более громоздкого и страшного в высоту и в ширину, чем западный.
Последствия западного техницизма они довели до конечного предела между бытием и небытием.
Пока двоедушный Запад колебался на полпути, они пошли до конца, остановившись лишь у самой кромки мрачной пропасти.
Они отвергли Бога и Христа.
Перечеркнули этику великодушия и милости.
Отвергли и бытие самой души.
Отреклись от всего человеческого прошлого, поправ все духовные и нравственные ценности.
И с исламским фанатизмом заповедали новый Символ Веры, гласящий: техника – Бог, и нет другого Бога, кроме техники!
И вот уже 20 лет огнем и мечом воплощают они в жизнь это свое экстремальное техническое западничество, это свое кредо отрицания.
Россия за чужой работой и с чужими идолами на протяжении 20 лет подтверждает древний опыт человеческого рода, что любое идолопоклонство низвергает людей в бездны разврата и преступлений.
Двадцать лет на сердце сонливого Востока и преданного технике Запада начертывается глубокое разочарование Россией.
Обескураженный Восток мог бы сказать о современной России: это триумф материализма, т.е. того, чтО я больше всего ненавижу; а очнувшийся Запад мог бы воскликнуть: это – я в смирительной рубашке!
И все-таки следует признать, что и за чужим трудом Россия не осталась бесполезной для человечества.
Страх московский стал причиной того, что положение рабочего сословия во всем мире, кроме России, улучшилось.
Страх московский отсек ненужный жир у мирового капитализма.
Страх московский, подобно лютому морозу, разбудил вождей и правителей наций по всей земле и заставил их исследовать и лечить язвы неправды, нанесенные малым людям в их собственных народах и государствах.
С другой стороны, опять-таки страх перед московским духом отрицания и нигилизма повлиял на разумных людей и на целые народы, поощрив их еще теснее сплотиться под знаменем Христа Спасителя и с еще более неутолимой жаждой поспешить на источники Его животворных вод.
Западническо-семитские насильники в России явили сатану на деле, на практике, в полной власти – яснее, чем когда, где и кто-либо в памяти человеческого рода.
И люди – даже те, которые до страха московского были равнодушны ко Христу,- напуганные ужасным и отвратительным ликом сатаны, начали стремиться ко Христу и во Христе искать спасение.
Эксперимент тем самым завершен, и Россия, исполнив чужую работу, волей-неволей должна возвращаться к своим делам и к собственной миссии.
Двадцатилетний мороз взрыхлил и возделал русскую землю, так что весна новой России, Христовой Руси, начинает заявлять о себе первой зеленью и цветами.
Россия вступает в свою миссию. Россия, без которой нельзя существовать ни Востоку, ни Западу, постепенно выходит на свет.
Происходит смена действующих лиц: Россия-зверь уступает место Агнцу Божию.
Россия-грешница поднимается из грязи и крови, как покаявшаяся душа, очищенная страданиями и слезами.
Россия вульгарная вытесняется Святой Русью.
Россия западническая затмевается Россией русской, святой и православной Россией, которая, подобно «красному солнышку», согреет застывшее сердце мира милостью и добротой.
Непостижимая и недомыслимая вселенная в одно мгновение обращает розы и лилии в брение, а в другой раз – производит из того же брения опять-таки розы и лилии.
Нива современной России не показывает пока никаких всходов, но лишь черную унавоженную почву, раскорчеванную и вспаханную лемехами эксперимента, неслыханного по своей свирепой жестокости от Ноева потопа и вплоть до сего дня.
Новая Россия ознаменует собой благородное и обильное Христово сеяние и Христову жатву.