В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
Календарь
26
апреля, пт
13 апреля по старому стилю
Царский календарь и жития святых
Страдание святого священномученика Артемона
Память святой мученицы Фомаиды
Страдание святого мученика Крискента
Этот день в истории
1605 г. скончался царь-самозванец Борис Годунов
1972 г. в Москве подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)
1986 г. Взрыв на Чернобыльской АЭС

Выбрать другой день

Архив старого форума

«БОГ В ДУШЕ» ИЛИ ЧЕЛОВЕК В ЦЕРКВИ?

Автор: admin, Дата: 11 ноября 2008, 22:01
Заголовок сообщения: «БОГ В ДУШЕ» ИЛИ ЧЕЛОВЕК В ЦЕРКВИ?
«БОГ В ДУШЕ» ИЛИ ЧЕЛОВЕК В ЦЕРКВИ?

Часто можно слышать:
«Я не иду в Церковь, потому что Бог – Он в душе. Поэтому мне обряды ваши не нужны».
«Не нужны посредники»,- сказал Михаил Задорнов.
Люди говорят: «Я и так делаю только добро. Неужели Бог отправит меня в ад только за то, что я – некрещеный? А как же быть с аборигенами Африки или Новой Гвинею, которые ничего не слышали о Христе?»


СНАЧАЛА ПРО АБОРИГЕНОВ.


Библия говорит и о тех, кто жил вне Откровения:
«Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона написано у них в сердцах, о чем свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда по благословению моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа (Рим, 2, 12-16). И осуждены они будут не за то, что не знали о Христе, а за то, что «они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес, 2, 10).

Аборигены ничего не знали про Христа и про Крещение, поэтому не могли это Крещение принять.
Но мы-то знаем и можем!
Поэтому наше уклонение от него – это сознательный отказ от соединения с Христом, Который есть Единственный Путь к Отцу.

ПРО СПАСЕННОГО РАЗБОЙНИКА.

Глядя на образ спасенного разбойника, человек может впасть в соблазн спастись через предсмертное покаяние.

Разбойник, распятый одесную Христа, всю жизнь грешил и наконец был осужден.
И преступления были, видимо, достойны страшной казни распятия.
Когда же он искренне покаялся, ему были прощены грехи.
А второй разбойник не изменился и на кресте.
Покаяние – великая сила, но она действенна только тогда, когда человек отвергает всю грязь, которая была на нем.
Тогда он становится доступным Божественному действию, которое очищает, освящает и спасает.

Но в лукавую душу премудрость не войдет.
Тот, кто сознательно грешит, надеясь: «Поживу, а потом покаюсь»,- не получит этой возможности.
Потому что лукавство само является раной на душе, которая закрывает двери покаяния.
Покаяние – это не отчет о проделанных грехах.
Это сокрушение сердца, отвержение греха, ненависть к тому злу, которое ты совершил.
Там, где нет стыда о своих дурных поступках, там нет покаяния.


ВОЗМОЖНО ЛИ СПАСЕНИЕ БЕЗ БОГА?


Основной характеристикой Православия является то, что Достоевский называл богочеловечеством (см.: Форум 16).
Человек спасается не только Богом, человек спасается не сам, он спасается двуединым, совместным деянием Бога и человека.

Например, кто-то имеет болезнь, которую могут исцелить лучи солнца.
От него зависит, повернет ли человек лицо к солнцу, но исцеляет-то солнце.
Поэтому святые Отцы говорят: «Бог спасает нас не без нас».
Бог не может исцелить человека до тех пор, пока он не повернется к Нему с мольбой.
Господь говорит: «Дай мне, сыне, твое сердце».

Важнейшая проблема языческих религий - это вопрос о том, какие жертвы люди должны приносить своим богам.
Кто, когда, по какому ритуалу.
Кому из многочисленных богов...

Но в Евангелии мы видим нечто противоположное.

Если язычники говорят о том, какие жертвы люди должны принести богу, то Евангелие говорит о том, какую Жертву Бог принес людям:
"Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф.3,16).

Главное не то, что люди приносят в храм, а то, что они выносят из храма.


ЧЕМ ВЕРА В «БОГА-КОТОРЫЙ-В-ДУШЕ» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ХРИСТИАНСТВА.

У «бога-в-душе» какие задачи?
Охранять от неприятностей. Удачу приносить. Ну, еще в виде совести напоминать о том, как можно и как нельзя поступать – но напоминать не слишком настойчиво, потому что мы все равно по-своему сделаем.

Нам также желательно, чтобы «бог-в-душе» наказывал тех, кого мы считаем плохими людьми.
Но это в принципе не обязательно, если они нас не слишком сильно достают.
Также желательно, чтобы «бог-в-душе» делал землю пухом нашим покойным родственникам, и вообще чтобы им «там» было хорошо, независимо от того, верили ли во что-нибудь они сами.
Но эта функция не слишком важная, поскольку «кто знает, что там вообще есть».

В отличие от «бога-в-душе», Бог не обещает нам комфорта: «В мире будете иметь скорбь» (Ин, 16:33).

И еще Он говорит нам, что в мире, в котором мы будем иметь скорбь, мы ненадолго, а впереди – вечность, и в эту вечность Он зовет нас с Собой.

Теперь мы знаем, что посмертие может быть разным: есть ад и рай.

Но когда Христос говорил распятому на соседнем кресте разбойнику «сегодня будешь со Мной в раю»,- для иудеев эти слова звучали полнейшей дикостью.
Потому что все знали: рай когда-то был, но после грехопадения человека путь туда закрыт и после смерти дорога только одна – шеол. Ад.

Было в шеоле Лоно Авраамово, где не было мучения, но это был все же не рай.

И вот здесь находим ответ на вопрос о том, для чего Бог стал человеком.
Ибо слова «на этот час (то есть ради этого) Я пришел», Он произносит именно накануне Голгофы.

Бог второй своей ипостасью, именуемой Сыном или Словом Божиим, принял человеческую душу и тело и, не имея в себе никакого греха, принял на себя последствия отпадения человечества от Бога.

Он «оделся» в падшее естество, чтобы пронести его через страдания и смерть.
И воскресить – очищенным, исцеленным.


И это преображенное человеческое естество, соединенное с Божественной природой, Он дает нам вкушать в виде хлеба и вина.


Кто-то сравнил Таинство причастия с прививкой дерева.

Дичок, прорастая сквозь веточку привитого ему культурного растения, остается собой – но плодоносит уже иначе.
Как в песне Вероники Матвеевой «сердцем в небо прорастаю»,- так христианин «прорастает» в Вечность – и не в падшем состоянии, а в преображенном, обОженном.
Не с мифическим «богом-в-душе», а в со-ПРИЧАСТности Христу. Соединившись с воскресшим Богочеловеком в установленном Им Самим Таинстве причастия.

Храм - это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия.
Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами.
Поэтому посещение храма - не тяжкая повинность, а дивная привилегия.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6,53).

Именно в этом – в совершении Евхаристии (греч.- «благодарение») – главный смысл существования Церкви.
Апостол Павел говорит, обращаясь к коринфским христианам: «Вы – тело Христово».
Это и есть главное определение Церкви.
Причащающийся становится частью Церкви – единого тела Христова.

Отказывающийся от причастия – отказывается от единства с Церковью, и – отвергая плод Голгофской Жертвы – от своего спасения.
Поэтому Киприан Карфагенский в начале IV века жестко сформулировал:
«Кто не может назвать Церковь своей Матерью, тот пусть не называет Бога своим Отцом».

Да, человеческая составляющая земной Церкви несовершенна.

Но мы приходим со своей греховностью ко Христу, чтобы Он омыл ее Своей кровью.
И от личных качеств совершающих Евхаристию служителей святость Его Плоти и Крови не зависит, поскольку по большому счету Он Сам совершает Таинство.

Но опять-таки Он Сам установил так, что священнодействие это совершается с участием людей, имеющих непрерывное преемство возложения рук от апостолов.
Епископы и пресвитеры – сначала те, что были поставлены Апостолами, потом – те, что были поставлены этими епископами, и дальше, дальше…

Может ли Бог спасти душу человека не причащавшегося?
Может.
Среди почитаемых в лике святых есть мученики, которые примкнули к христианам уже во время их казни.
Есть и такие, которые точно не были крещены.
Но их любовь к принявшему за них смерть Иисусу была подлинным ответом на Его любовь – до терпения мучений и смерти.

Но вряд ли такая же любовь обнаружится у адептов веры в «бога-в-душе», которые свое неприятие Церкви и её обрядов объясняют тем, патриарх «не на том ездит, и не то, что нужно, благословляет», попы кругом безобразничают, а прихожане сплошь злые и лицемерные старухи.

Честнее все-таки было бы признаться, хотя бы самим себе, что «бог-в-душе» - это не тот Бог, который говорит с нами в Библии.

И, по современной моде, ничего страшного: ведь главное же верить во что-нибудь.
А «бог-в-душе» - это именно ЧТО-НИБУДЬ.

Потому что в христианстве Бог – это никак не «что-нибудь», а Кто.

Одним удобнее без Него.
А другим – тем, кто без Него не может – «Он сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9,23).


ВЕРА – ЭТО ДЕЙСТВИЕ.

Нельзя любить, не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку.

Так же нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешних действиях.

Вера - это действие.

Это стремление к тому, что уже предчувствуется.
Стремление к тому, что уже прикоснулось к вашей жизни, бросило на неё свой отблеск, но еще не вошло в нее всецело.
Вера - это желание нового опыта.

Итак, вы, утверждающие, что у вас "бог- в -душе", - что вы сделали для того, чтобы очистить свою душу для столь дивного Посещения?
Как вы храните Его в себе?
Полюбили ли вы Того, Кого встретили?
И что вы делаете ради этой любви?

Если эти вопросы вызывают у вас недоуменное молчание - так не считайте себя превзошедшими тех, кто хоть что-то делает для того, чтобы пребывать с Богом!
Вечно стоящие - не презирайте идущих, даже если они спотыкаются!