В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
В разделе
Календарь
02
мая, чт
19 апреля по старому стилю

Посмотреть события этого дня

евангелие( о талантах)

2010.11.27 | вопрос

Здравствуйте матушка! А если человек не знает о своих талантах, или не может их распознать, как ему помочь? Дмитрий Мак.

Читать полную версию этой статьи
Автор статьи: Александра  |  Опубликовал: Андрей Н 24 февраля 2011

отвечает Александра

  • Не одаренным Господь не оставляет ни одного человека.
  • Каждый человек талантлив по-своему.
  • Что же такое талант? Как его в себе распознать, каким он бывает и — самое главное — для чего он нужен человеку?
  • Ведь кто-то гордится и выставляет напоказ свои умения и возможности; другому все твердят, что он «зарыл свой талант в землю», а кто-то живет с ощущением, что у него нет никакого таланта.
  • В известной притче талант — это денежная единица, которая использовалась во время земной жизни Господа Иисуса Христа. В переносном значении талант — это одаренность чем-либо от "природы", т.е. от Бога, способность к какой-то деятельности, духовной или профессиональной, в которой талант должен быть  приумножен.
  • Порой трудно распознать талант в человеке даже профессионалу. для этого нужно быть неравнодушным, полюбить этого человека как самого себя, обнаружить в нем этот самый талант, помочь ему раскрыться во благо человека и других людей.
  • Это, пожалуй, самое трудное - поиск, развитие, а затем реализация этого таланта.
  • Наверное, можно, как поступил один из рабов господина,  который  закопал данный ему талант в землю. Но это же называется паразитизмом. Господь зародил в нас  зернышко таланта и ждет, когда оно принесет плоды. Господь сеет зерно, чтобы человек принес плоды на ниве Господней, которыми бы он служил Богу и людям. Поэтому талант всегда дается Богом целенаправленно для того, чтобы человек послужил людям (читай - послужил Ему).
  • Делает это Господь ради любви к людям.
  •  Человек приходит в мир, чтобы вырасти из образа в подобие Божие. Господь, творя человека сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1: 26-27). Заметьте, здесь Нет слова «подобие», и этим Писание выражает призвание, предназначение, то, к чему человек призван Богом. Нам даны таланты, некоторые потенциальные черты образа Божия. Но для того, чтобы человек вырос, достиг замысла Божьего о нем, необходимо эти таланты в сотрудничестве с Богом довести до подобия, то есть приобрести подобные Богу качества. Потому что в противном случае, как сказано в Священном Писании, «у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Лк. 19:26). Потому что одаренность — это дары, данные в рост.
  • Но если человек стремится прожить жизнь для себя, то на это Господь говорит: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». (Мк. 8:35). То есть тот, кто свою жизнь истратит на то, чтобы послужить Богу и Евангелию, тот в вечности приобретет ее. Наверно, необходимое условие достижения вечности — стремление человека служить, созидать.
  • То есть при помощи таланта каждый человек находит и развивает в себе черты образа Божьего - свободу, творчество, любовь, разум...
  •  Талант, как лакмусовая бумажка, помогает определить живость нашей души. Одаренность позволяет обратить внимание на Бога и возблагодарить Его, то есть воспринять это с благодарностью.
  • Св. Иоанн Златоуст говорил, что «вера — это удел душ благодарных». Без благодарности невозможно угодить Богу, потому так много в наших богослужениях славословий. Человек, приходя в храм, постоянно вводится в атмосферу благодарности: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «Слава Тебе, Показавшему нам свет» и т. д. И при правильном отношении к таланту, он понимает: это мне дано, это не мое, это не я такой замечательный, что достиг таких результатов, я просто развил то, что мне было дано на время.
  • Господь дает человеку талант по силам его: одному пять талантов, а другому — один.
  • Но почему Господь не дает людям равное количество талантов?
  •  Очень просто: потому что у Бога даже двух капель воды одинаковых нет, не говоря уже о людях. Все люди разные. Если всем дать равное количество сил, человек уже не будет образом и подобием Божиим. Бог неповторим, и человек индивидуален и неповторим. Можно было бы болванчиков понастроить, одинаково заточенных, как карандашики в коробке. Не будет в этом красоты. Так и у мастера-ювелира все изделия неповторимы, а при фабричной штамповке 10 тысяч экземпляров одинаковы. Все, что сотворил Господь, красиво, поэтому мы такие непохожие, и таланты у нас разные.
  • И в этом разнообразии есть полнота и неповторимость промысла Божиего о нас, людях.
  • Часто  под талантом мы подразумеваем выдающуюся способность. Например, Моцарт или Бетховен. Наверное, нельзя сказать, что они стали великими композиторами, просто потому, что с ними в детстве очень хорошо занимались музыкой. Сначала они были призваны Богом и одарены Богом, а родители смогли это увидеть и развить. Далеко не каждому Господь дал такие выдающиеся способности...
  • Но те или иные  способности есть у каждого: все должны быть добрыми, милостивыми и так далее. И такие способности могут быть развиты в полную меру. Пример — святая преподобномученица Елизавета Федоровна, которая жизнь свою отдала ради служения людям. Они с будущим мужем - Великим князем Сергеем Александровичем, заранее оговорили, что будут жить как брат с сестрой (по примеру преп. Иоанна Кронштадского).
  • Неодаренных людей нет, каждого Господь по-своему одарил. Конечно, во многом здесь влияют гены. Потому что добродетель, как и грех, передается по наследству, как некоторая предрасположенность. Но абсолютно бездарных людей нет — талант веры имеет каждый человек.
  • Нельзя говорить, что есть большой талант, а есть маленький. Так же как нет большого греха, нет маленького — грех есть грех. Например, великий был талант у нищего Лазаря, который сидел возле ворот богача. Это талант — со смирением принимать все то, что ему послал Господь. Этот талант обеспечил ему вхождение в Царство Божие. 
  • Такие таланты заметны не многим.
  • В обыденной жизни мы не удивляемся, когда встречаем просто приветливого человека. Он находится среди нас, как искра, и все вокруг загорается, и всем сразу хорошо от присутствия этого человека. Казалось бы, велик ли талант? Однако видно, что это дар Божий!
  • Священное Писание говорит: «Ревнуйте о дарах».
  • А какие это дары? Те, которые даются в таинстве миропомазания: вера, надежда, любовь, кротость, воздержание. Именно об этих дарах надо ревновать. Не завидовать, что у кого-то они есть, а у нас нет, а стяжать их в себе, найти, и как семечко беречь и растить, чтобы ничто внешнее не заглушило и не отравило этот росточек.
  • Но сколько же духовных сил нужно, чтобы развить в себе, усовершенствовать эти таланты, передать их людям! Известно, если Господь посеял, то Он и дает силы растить. А если на то нет воли Божией, то ничего не получится. Духовные дары развиваются таинственно и незаметно!
  • Святость незаметна, нельзя посмотреть и точно определить, что человек святой.
  • Симеона Верхотурского даже хотели побить, за то, что он шубы не дошивал. Потом, когда внимательно глядели на его работу, догадывались, что осталось-то чуть-чуть дошить, а Симеон ушел и денег не взял. Сначала просто удивлялись, а затем оказалось, что это Божий человек, святой. Точно так же среди нас ходят такие люди, а мы не видим их даров, талантов.
  • Чтобы развивать духовные таланты — нужно работать над своей душой.
  • Зачастую человек никак не может определиться с мирскими талантами.
  • Это очень важно - определиться.  Чтобы найти работу по призванию, чтобы она приносила удовольствие самому человеку и максимальную пользу окружающим.
  • . Но если человек ради тщеславия ищет, думая «я же должен быть в чем-то талантлив», то никакой пользы ему не будет. Может, потому эти таланты и скрыты: если в нас имеются зачатки тщеславия, чтобы эти таланты нам во вред не были. Тогда нужно просто делать то, чему тебя научили. Делать честно, на благо людей и во славу Божию, тогда любая работа будет приносить удовольствие, так как в ней появляется смысл.
  • Но не всегда нужно искать прочную взаимосвязь таланта и профессии. Она может быть очень условна. Ведь есть совсем приземленные виды деятельности. И что же? Признать, что в подсобные рабочие идут бездарные или совсем безразличные люди? А может, это люди смиренные, которые готовы послужить ближним?
  • Мне кажется, человек призван понять и найти свое предназначение, свой талант.
  • К примеру, кому нравится работать с документами и цифрами — выбирает профессию бухгалтера, у кого есть тяга к медицине — становится врачом или ветеринаром. Но, к сожалению, есть и такие люди, которые просто по течению плывут и всю жизнь жалуются на свою работу.
  • Мне кажется, что вообще не нужно разделять таланты на духовные и мирские. Это человек — духовный или нет. А талант, какой бы ни был, может служить разным целям. Например, музыкальный слух. Или человек славит Бога на клиросе, или зарабатывает похабными песнями в переходе. Духовный человек употребляет на духовные цели свой талант.
  • Даже при условном разделении на духовные и мирские таланты понятно, что степень развитости духовных талантов определяет участь человека на Страшном Суде: насколько ты милостив, насколько ты любишь.
  • А обычные мирские таланты — умение что-то делать руками, владение голосом — как оценятся на том  свете?  Трудно сказать, как пригодятся именно эти таланты.
  • Но то, насколько мы ими изменили свою жизнь и жизнь окружающих людей, — это, я думаю, пригодится на том свете.
  • Однако, житейский талант не стоит напрямую связывать с вечной жизнью. Любые обстоятельства человек может использовать как на спасение, так и на гибель.
  • Вопросвот в чем:  как ты относишься к послушанию?
  • Надо самую последнюю работу выполнять со смирением.  Эта работа тебя будет смирять, если ты будешь ее честно выполнять, не будешь халтурить. То, что человек делает через силу, что не доставляет ему удовольствия, с духовной точки зрения приносит больше плодов.
  •   К примеру, нравится ли нам молиться? Святые отцы говорят, что если молитва идет легко, то ты не достигаешь каких-то результатов, так как ангел вместе с тобой молится, и Господь тебе дает поддержку благодатную. А когда не хочется молиться, но ты себя понуждаешь, преодолевая свои нерадение, лень, инертность, тогда и результат больше.
  • Точно так же человек несет послушание на низкой работе. С точки зрения мира, он абсолютно бездарный, но, честно выполняя этот труд, он у Бога приобретает великую и богатую милость. Например, среди великих композиторов святых нет. Потому что их талант был вознагражден или внутренним удовлетворением, или признанием.
  • Но про святых в Писании сказано: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). Настоящие праведники незаметны, напротив, кажутся абсолютно бездарными. Можно вспомнить рассказ Никифорова-Волгина «Молитва». Его героя, отца Анатолия, многие называли горесвященником: и проповеди у него нескладные, и речь мужицкая, и неказистый он. Но в Бога так верует, что чудеса может творить, когда молится, разговаривает с самим Богом.
  • Здесь есть обратная перспектива: чем более человек в мирском деле талантлив, тем меньше у него возможностей развивать таланты духовные.
  • Теперь о "зарытом таланте".
  • «Зарытый талант» — это только талант, не использованный во благо. Сегодня очень часто людям говорят, что «зарывать свой талант в землю нельзя»...
  • Почему нельзя? Порассуждаем:
  •  Талант, зарытый в землю — это талант, реализованный из тщеславных, эгоистичных и других соображений. На телевидении есть масса людей, которые всех смешат, острословят, умеют "зацепить" определенного  человека. Для чего они это делают? Чтоб показать себя или заработать. «Зарыть талант в землю» — значит вкладывать - в себя. Мы без Бога — набор элементов из таблицы Менделеева. Если мы в себя вкладываем, зарываем в свою земную славу, в богатство и т. д. Остроумие можно направить, например, на апологетику ценности христианства. Если посмотреть на протодиакона Андрея Кураева или на Алексея Ильича Осипова, на других проповедников, они направляют свое остроумие на защиту ценностей христианства, а не на их высмеивание.
  • А все ли таланты даются Богом? Может быть, способность к острословию, высмеиванию других или хитрости не от Бога?
  • Нет, все от Бога. Но от нас зависит, как мы это используем. Господь дал нам разум, а мы используем его не во славу Божью и не для достижения Царства Божиего, а для обмана, оскорбления других людей.
  •  Можно сказать об ответственности человека за таланты.
  • С того, у кого маленький талант, и спрос меньше. Или, например, великий мыслитель — с него и спросится больше. У Светланы Копыловой есть песня про двух грешников в аду: один удивляется тому, что под его котлом все больше и больше разгорается огонь, а под вторым все гаснет и гаснет. Второй был простым воришкой, за которого молятся родственники. А первый был писатель, и книжки его до сих пор развращают других людей.
  • Если посмотреть на те социальные конфликты и революции, которые происходили в мире, то мы увидим, что все они опираются на какую-либо идеологию. Революция 1917 года питалась идеями Карла Маркса: это именно его руки душили, расстреливали и прочее. ГУЛАГ и другие лагеря — продолжение мыслей Герцена и Чернышевского, которые просто сидели где-то в тишине и размышляли при зажженных свечках и, казалось бы, ничего не делали. Последствия раздумий Фридриха Ницше — это вытоптанная фашистскими сапогами Европа и Россия. Идеи Зигмунда Фрейда «живут» во всех развратных притонах.
  • У каждого реализованного греха есть идеологическое обоснование, обоснование его права на существование в человеческом обществе. Чем больше талант, тем больше ответственность.
  • Поэтому не надо в себе что-то искать. Надо будет Богу, Он явит. Опять обращаясь к песне Светланы Копыловой «Кисточка в Божиих руках»: ты возомнил себя художником, но ты не художник, ты просто кисть.
  • Нужно иметь такое смирение, чтобы воспринимать себя инструментом в руках Господа, а не обладателем какого-то особенного таланта.
  • Иначе мы не сможем заметить, что, присваивая себе талант, мы обкрадываем Царя, Господа, который и одарил нас талантом.
  • Смирение — это самый главный талант, который нам необходим. Все остальное приложится.
  • Бывает, человек очень талантливый, его творчество вдохновляет других людей, они видят красоту и прославляют Бога, но сам он при этом неверующий.
  • Возможна ли красота без Бога?
  • Один святой человек сказал, что красота внешняя без красоты внутренней — уродство есть.
  • Без Бога она заканчивается всякими конкурсами красоты.
  • Если говорить о живописи, пока общество наше считалось христианским, какая прекрасная была живопись. Васнецов, Нестеров — они практически иконы творили. И взять сегодняшний кубизм, авангардизм и прочее.
  • Большинству нормальных людей трудно в этом видеть красоту. Здесь есть определенный оттенок элитарности, ты не понимаешь, потому что ты не принадлежишь к элите. И соответственно такой стереотип: если ты хочешь принадлежать к элите, ты должен это понимать, ну или сделать вид, что понимаешь. Это такой капкан современной культуры.
  • А красоты там давно нет, потому что если Бога нет, о какой красоте можно говорить.
  • У Достоевского есть хорошие слова, к которым мы привыкли и часто цитируем: «Красота спасет мир», но забываем продолжение этой фразы: «Но добродетельна ли она?» Говоря о талантах, мы почему-то ориентируемся на таланты внешние: ум, умения, красота телесная, предприимчивость, трудолюбие.
  • Но как тело одухотворяется душой, так и всякая земная красота, талантливость, даровитость должна одухотворяться добродетелью.
  • Только то, что создается во славу Божию, обретает вечную ценность.
  • Если же человек своими талантами служит себе, себя пытается приумножить, возвеличить — как в притче о безумном богаче, который богател «в себя» — это безумство.
  • Желаю всем нам богатеть в Бога, а не в себя.
 

Комментарии     Перейти к форме написания комментария

Комментариев нет

Оставить свой комментарий

Для комментирования материалов необходимо зарегистрироваться 

Я уже зарегистрирован

e-mail *

Пароль *

 

Запомнить меня

Я хочу зарегистрироваться

e-mail *

Пароль *

Повторите пароль *

Как Вас называть на сайте *

Код с картинки *