В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
В разделе
Календарь
27
апреля, сб
14 апреля по старому стилю

Посмотреть события этого дня

Древняя злоба новейших цареборцев.

Читать полную версию этой статьи

Протоиерей Димитрий Назаров
26 ноября 2010 г.

Древняя злоба новейших цареборцев. Часть I
"Двоица Богоданных Единств как Единство "священной двоицы". Схолии к Святому Юстиниану Великому.

Православные монархисты никак не вписываются в разрешенный церковный медиадискурс, посему от них стремятся избавиться всеми путями, а само учение о Богоданной Царской Власти осудить под именем "царебожия"! При этом, факт того, что Учение о Богоданной Царской Власти, является частью Священного Предания, а "царебожниками" были великие Русские святые ХХ века, просто игнорируется
I. Против злоречивых, нечестивых и богоотметных "цареборцев".
В наше лукавое время Святая Церковь сталкивается с невиданным ранее "возрождением" древних ересей и появлением новых духовных заблуждений и лжеучений. Однако, нынешние разрушители Церкви, имеющие многотысячелетний опыт борьбы с Ней, крайне редко действуют открыто, подобно древним еретикам, прямо отрицая тот или иной Православный Догмат, дабы не подпасть под "анафему" Святых Вселенских Соборов. Нет, нынешние разрушители Церкви, подобно "мысленным (кошерным) свиньям" подрывают корни Древа Церковного, подмешивая человеческие лжемудрствования к Божественной Истине Священного Предания Святой Православной Церкви, дабы иссушить самое Древо.

Именно сам Догмат о Церкви подвергается тяжелейшим атакам " церковных модернистов" (начиная с конца XIX-начала XX вв.). Орудием этого явились ересь "этнофилетизма" (осужденая Святым Константинопольским Собором 1879 года) и духовное заблуждение именуемое "экуменизмом" (осуждённого в качестве ереси Всезарубежным Собором 1982 года, к сожалению это осуждение не получило необходимой церковной "акцепции" на уровне Вселенской Церкви).

Если ересь "этнофилетизма" послужила теоретической базой для нескольких расколов, продолжая расшатывать Богданное Единство Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви изнутри, то второе духовное заблуждение ("экуменизм") размывает внешние границы и пределы, положенные Святыми Апостолами, Соборами и Отцами, приготовляя грядущее поглощение (части) православной церкви — антихристианской синкретической "церковью будущего" (Вавилонская Блудница Книги Откровения). Разумеется, эсхатологический дискурс не является основным предметом данного историософского анализа, однако вне контекста этого «мэйнстрима» корректная оценка текущего духовного (и геополитического) состояния Поместных Православных Церквей не представляется возможной.

Ключевым словом для оценки текущего духовного состояния Поместных Православных Церквей давно уже стало эсхатологическое понятие "апостасия". В течение последнего десятилетия этот эсхатологический термин дискутируется православной общественностью разных стран и даже Первоиерархи Поместных Православных Церквей вынуждены высказываться по данному вопросу, несмотря на то, что их заявления и отрицают, прямо или косвенно, наличие данной проблемы.

Отрицание это вполне понятно в контексте хилиастического и экуменистического дискурсов, ведь если "глобализм" и "экуменизм" (как его религиозное измерение) имеют положительную коннотацию в церковно-политических программах большинства нынешних Первоиерархов, как средства решения социальных, экономических, нравственных и духовных проблем, их Богоспасаемой Паствы, то тогда "апостасия" представляется "химерой", кошмарным "паранойяльным бредом" душевнобольных зилотов, на манер того, что мы видим в современных голливудских блокбастерах, снятых на "апокалиптическую" тему. Так, например, Румынский Патриарх Даниил считает, что «православные клирики, миряне и монашествующие должны воздерживаться от того, чтобы с готовностью и пылом употреблять такие громкие слова, как «ересь», «еретики», «апостасия» и «измена» по отношению к другим православным или другим христианам, потому что часто под предлогом защиты Православия мы вредим своей душе, отделяя истинную веру от смиренной христианской любви " Главный "посыл" тут, что "защита Православия" может быть только "предлогом", как будто Святые Отцы никогда не осуждали и не "отлучали" реальных еретиков !
Однако, похоже, что нынешний Системный Кризис обнажил всю эту хилиастическую фальшь, по Слову Господню "Ибо, когда будут говорить: `мир и безопасность',тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родамипостигает имеющую во чреве, и не избегнут."(1Фесс.5:3).
Если мы перейдём на уровень одной из Поместной Церкви (даже на уровень одной из православных стран, ибо Московский Патриархат имеет юрисдикцию на территории нескольких государств, часть их тоже можно назвать "православными"), например в Россию, то мы можем наблюдать беспрецедентные усилия "церковной бюрократии" по контролю над церковно-общественным медиадискурсом. Он осуществляется с целью недопущения таких тем, которые могут "повредить авторитету" Иерархов, в контексте той самой церковной политики, которую проводит сама эта бюрократия, при попустительстве Священноначалия, невзирая на все протесты Церковного Народа.

При этом, вместо возрождения подлинной Соборности, возможной только при восстановлении Православной Монархиии, действующей в догматических и канонических рамках византийской Симфонии, мы наблюдаем множество разнообразных "симулякров" "соборности", которые плодятся "почкованием" не без помощи церковной бюрократии, превращаясь, по сути, в её многочисленные "филиалы" и подразделения. Сложился уже целый класс церковных бюрократов ставший прослойкой между Иерархией и Церковным Народом: сотрудники синодальных отделов, редакторы и журналисты православных СМИ, "православные блогеры", пропиаренные ими "продвинутые батюшки", самозванные "пресс-секретари" и "рок-миссионеры", сотрудники епархиальных структур, преподаватели православных ВУЗов, а также все зависимые от этих людей и структур, их родственники и "приходской актив". В общем все, кто кровно заинтересован (в том числе и финансово) в том, чтобы нынешний "медиадискурс" не выходил за пределы "дозволенного", ибо в случае упразднения тех или иных бюрократических структур эти люди могут потерять работу, превратившись в "обычных" прихожан или пастырей, утратив свою "статусность".

Нам часто приходилось и приходится сталкиваться в интернете с подобными "деятелями", ибо "оротосегмент" является важным местом встречи для них , особенно с учётом их "миссионерской" направленности. Посему, для нас не составит никакого труда набросать психологический портрет типичного деятеля этой сферы. Это, как правило, молодой и амбициозный каръерист, определенного этнического происхождения (или связанный с данной средой родственными или служебными связями), хорошо образованный, не признающий никаких авторитетов, кроме, разумеется, "авторитета" канонического Священноначалия, продвинутый в своременных технологиях. Он, как правило является сторонником перевода Богослужения на русский язык и экуменистических контактов с западными христианами, пламенным борцом с "антисемитизмом" и непримиримым врагом всякого "зилотства". По своим взглядам он " уранополит " или " политический православный " (что довольно близко), ненавистник Ислама и, вообще, всяческой "азиатчины", к которой он причисляет и "византинизм". Такие люди тяготеют к семитическому "историзму" и "библеизму" в богословии, а в политическом аспекте они демократы и либералы, и ярые противники всех, кого они считают "красными".

Огромное влияние на формирование данного типа " православного интеллигента " оказала "парижская богословская школа", особенно в лице её наиболее "продвинутых" представителей — протопресвитера Николая Афанасьева, а также "американцев": протопресвитеров Иоанна Мейендорфа и Александра Шмемана, с их критикой "исторического Православия" и идеями "литургического возрождения". В России наибольшее влияние на эту среду оказали иудеохристианствующий протоиерей Александр Мень и протестанствующий протоиерей Георгий Кочетков.

Всё это привело к тому, что этими деятелями de jure или de facto отрицается сам принцип Праволавного Предания, ибо для "богословского" обоснования своих модернистских интенций они вам "научно" объяснят, что "святые тоже ошибались", жонглируя такими понятиями как "consensus patrum" и попутно проводя "демифологизацию", "деканонизацию" и т.п., под видом «борьбы с бабьими баснями» и с помощью "исторического и текстологического анализа", на основе последних достижений западной "патрологии". На самом же деле, сущность их метода наиболее точно следует обозначить как вполне открытый ревизионизм в отношении Священного Предания Святой Православной Церкви.

Совершенно некорректно именовать этих ревизионистов — "православными либералами", ибо западный либерал, прежде всего, уважает принципиальное право другого на иное мнение или позицию, даже если они и далеки от либеральных. Такой либеральный подход создаёт определенную культуру на Западе, принципиальную возможность нормальной дискуссии между людьми противоположных взглядов. У православных ревизионистов в России ничего такого нет и в помине: наоборот, клирики и миряне, сохраняющие верность Святому Преданию и дерзающие публично отстаивать эту позицию, сразу подвергаются жесткой травле в СМИ и блогах. Вход, при этом, идёт всё: клевета, оскорбления, угрозы, доносы Священноначалию!

Христианская поведенческая оболочка, при этом, моментально исчезает, а под ней неожиданно обнажается древняя "библейская злоба" как этнопсихологическая доминанта нынешних ревизионистов. Подобно бесам, которые "господствуют в воздушном слое", ревизионисты, господствующие в "ортосегменте" Рунета, налетают стаей, поднимая "гевалт", с шумом, руганью и угрозами, припоминая все "грехи" оппонента, мнимые и реальные,(не брезгуя клеветой), требуют от него "раскаяния", "извинений" и т. п. Используя своё якобы "подавляющее" (численное ) преимущество, они применяют против "оппонентов" сетевые технологии — "флешмоб" и "троллинг".

Можно было бы списать всё это на "проклятое советское прошлое", но даже советские "научные атеисты" не имели такой "трансцедентной" , абсолютно "иррациональной" ненависти и злобы (тем более верующие люди в Советскую Эпоху).


Нет, причина такой "забесовленности" и одержимости в другом. Нераскаянная хула нынешних ревизионистов на Святое Предание не может "пройти даром" в духовном смысле, ибо очевидно, что Святое Предание есть зрелый "плод Духа Святаго", Живущего в Святой Церкви Своей, и, Наставляющего нас "на всяку Истину"!

Особенно страшно, когда православный клирик, поставленный Господом в какую-либо степень священства, дабы блюсти Святое Предание и строго вопрошать во время совершения Таинства Исповеди мирян (или других клириков) — "Не сомневаешься ли в коем Предании Церковном?!", сам дерзает публично сомневаться в Предании и преследовать православных клириков или мирян, дерзнувших обличить его в этом! Забесовленность будет неизбежным Божьим попущением для таковых, несмотря на каноничность совершаемых таковыми Святых Таинств, а данное противоречие между Божественной Благодатью, Совершающей Святые Таинства и "одержимостью" как следствием тяжкого греха "хулы на Духа Святаго" может привести к полному разрушению личности!

Именно из этой среды, православных клириков, "сожженных в своей совести", и исходит нынешний заказ на "царебожников" — все громче звучащие требования расправы над православными монархистами. В качестве "жупела" православной общественности при этом демонстрируются некие маргинальные образцы "царебожнической иконографии", а также слухи о том, что в каком-то Монастыре некий Духовник совершает какой-то там Чин, который "не имел благословения" блаженной памяти Патриарха Алексия", а книга самого этого Духовника запрещена "церковной цензурой"!

Та же "церковная цензура" запретила, например, практически дореволюционный "противокатолический катехизис", а в центре Москвы-Третьего Рима некий иерей Владимир Лапшин, поместил в Храме (Московского Патриархата) "икону" своего учителя, "жидовствующего" протоиерея Александра Меня и поминает его на "отпусте", в качестве "святого"!

Похоже, что нынешний церковно-общественный медиадискурс становится "игрой в одни ворота", где разрешенный спектр мнений простирается от "неообновленчества" -"ревизионизма", "православного сионизма" и "уранополитизма" вкупе с экуменизмом, с одной стороны, — до "умеренного консерватизма" и "патриотизма" с осторожной критикой экуменизма с другой. Причём степень "умеренности" определяют всё те же "эксперты"-ревизионисты, таинственные сотрудники неких "синодальных структур".

Одно из последних решений этих "структур" состоит в том, что православные монархисты (настоящие, разумеется, а не ряженые!) в нынешний разрешенный медиадискурс никак не вписываются, посему их следует удалить (на покой, "под запрет", кого куда), а само православное учение о Богоданной Царской Власти --осудить под именем "царебожия"! При этом, факт того, что Учение о Богоданной Царской Власти, (т.е. о Православном Помазаннике Божием), является частью Священного Предания Святой Православной Церкви, зафиксированной во многочисленных византийских канонических памятниках, агиографии и гимнографии, а "царебожниками" были великие Русские святые ХХ века и неканонизированные (надеемся ещё пока) подвижники благочестия — Святый Праведный Иоанн Кронштадский, Святитель Феофан Полтавский, Святители Серафим (Соболев) и митрополит Иоанн (Снычев), — борцами с "царебожием" просто игнорируется!

Нет смысла в том, чтобы и далее подвергать критике (или вести с ними "полемику") нынешних цареборцев-ревизионистов, "ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось." (2 Тим,3-9), но крайне необходимо, следуя Святителям, верным Преданию Церкви, сформулировать Учение о Богоданной Царской Власти, которое зафиксировано в многочисленных византийских и древнерусских памятниках канонического права, гимнографии и иконографии, а также агиографии .


II. Предание и "предания.
Итак, очевидно, что Милосердый Господь попустил нам дожить до времён, о которых пророчествовал Святой Апостол Языков: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое" (Второе Послание к Тимофею, глава третья--полностью, гл.4,1-5).
"Сия Вера Апостольская!". Никогда Святые Отцы Вселенских Соборов не вводили ничего нового в Апостольскую Веру, но только раскрывали содержание нашей Веры в контексте борьбы против ересей, лжеучений и расколов и христианской культуры своей Эпохи. Латинянский принцип "догматического развития" чужд Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Однако, помимо "догматического ядра", в Священное Предание Святой Православной Церкви входят и византийские памятники Канонического Права, Агиографии, гимнографии и иконографии, то есть те плоды Духа Святого, которые даровал Святой Церкви Дух Истины, Живущей в Ней.

Так, например, Византийская Система Храмовой Росписии транспозиционировавшаяся в Древней Руси в высокий Иконостас, является необходимым комментарием и практическим руководством по применению Догмата Иконопочитания, а Номоканон является практическим руководством по применению Священных Догматов как во внутренней жизни Святой Церкви, так и в отношении отделившихся от Неё соообществ.

Номоканон, Типикон — без них жизнедеятельность Святой Церкви просто невозможна! "Деканонизация" и "демифологизация" чужда православному церковному сознанию, посему большая часть Святого Предания, равно как и сам принцип Предания не подлежит "конвергенции" в ходе нынешнего экуменистического диалога с латияннами, под который определенно заточена разрушительная деятельность нынешних цареборцев-ревизионистов. Разумеется, существуют и неписаные Традиции и обычаи, но они не имеют прямого отношения к нашей теме. Несмотря на то, что в Церковь таким путём (теоретически) могли проникнуть и человеческие "предания" под видом Святого Предания, однако ущерб от этого для Святой Церкви несоизмерим со страшным вредом от разрушительной деятельности нынешних ревизионистов, отрицающих сам принцип Священного Предания, на котором зиждется Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, Которая Есть Церковь Православная, "Столп и Утверждение Истины"! Оружием же борьбы против ложных "преданий" может служить "принцип (мудрого) рабби Гамалиила", учителя Святого Апостола Языков: « Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что' вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».(ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Глава 5, ст.34-39).
Последнее предупреждение рабби Гамалиила (о "богопротивниках") весьма актуально в отношении нынешних хулителей Истинного Предания, в то время как в отношении фальшивых "преданий", как нам известно из Истории Церкви, в самой Святой Церкви для их "выживания" нет ни единого шанса, ибо Ея (Святой Церкви) соборный разум, выраженный в принципе "акцепции", является одним из совершеннейших орудий Святого Духа!

Свобода соборного обсуждения церковных проблем предполагает возможность дискурса, который не касается непосредственно того, что принято "всегда, везде и всеми" (Св.Викентий Лиринский), (который, разумеется, не включает нынешних латинян, как бы того не желали экуменисты), в продолжении какового (дискурса) православный христианин может свободно обсуждать данную проблему в Церкви, (а не "жёлтых" СМИ!), не рискуя подвергнуться церковным прещениям!

О том, что даже Догматическое Предание Святой Православной Церкви отнюдь не ограничивается временными рамками ни Эпохи Вселенских Соборов, ни Первым Тысячелетием, о чём так любят "богословствовать" нынешние экуменисты, желающие вернуться к "апостольскому преданию неразделенной Церкви Первого Тысячелетия". Так, например, учение Святителя Григория Паламы о божественных энергиях (сформулированное, между прочим, в богословском полемике с "латинофроном" Варлаамом Калабрийским), давно уже, получив акцепцию на уровне Вселенского Православия, стало неотъемлемой частью Догматического Предания. Без паламитской "синэргиии" не существует (современного) Православного Богословия, несмотря на то, что Мистическая Традиция Молитвы Иисусовой, сохраняемая, в основном, на Святой Горе, доступна очень и очень немногим!

К слову сказать, "мистическая традиция" современного латинянского богословия, наоборот, имеет своими корнями каббалистическо-гностическую мистику еретика Оригена, на которого, в основном и опирается крупнейший латинянский богослов-мистик ХХ века Урс фон Бальтазар (см.книгу Кардинала Анри де Любак "Парадокс и тайна Церкви"), весьма почитаемым нынешним Папой! Что же теперь , следуя нынешнему курсу "конвергенции" (с латинянами), провозглашенному некоторыми Первоиерархами, Святая Православная Церковь должна отвергнуть мистическую традицию паламизма и принять "оригенизм" Бальтазара?! Или...принять обе традиции как "равночестные"?! Разве тот "бог", которому покланялся ересиарх Ориген, и который научил его оскопить самого себя , тождествен Истинному Богу Святителю Григория Паламы?!

Однако, в таков-то именно и есть синкретический undercurrent движения экуменизма — практическое возвращение к "многобожию", под видом "веротерпимости" и "христианской любви"!

Таким образом, согласно православной традиции, если кто-то в Православной Церкви испытывает сомнения в том, что ему представляется "ложным преданием", то он вправе обратиться со своими сомнениями к духовникам, Священноначалию и даже к Поместному Собору!

Велика вероятность того, что он, подобно "латинофронам" Варлааму и Акиндину, просто не в состоянии понять всей неизмеримой мистической глубины Православия, по причине ограниченности своих интеллектуальных или духовных способностей и дарований: простые люди, как правило, реагируют на это спокойно, в то время как реакция некоторых представителей нынешней "православной интеллигенции" изобличает их в элементарной гордыне.

Однако хулить и насмехаться, оскорблять и поносить публично верования других православных братьев, аппелируя к иноверцам и неверующим, подобно нынешним "миссионэрам" — "православным хунвэйбинам" -такое поведение невозможно признать нормой хритстианского поведения. Тем более, что речь идёт не о частных и местных "преданиях", а о том, что давно принято "всеми и повсеместно" — о почитании "Царского Чина в Православной Церкви" и наличии самого "Царского Служения" !

Откровенное попустительство Священноначалия всем этим фактам является косвенным свидетельством того, что реальной целью нынешней кампании по борьбе с "царебожниками" являются вовсе не какие-то духовные заблуждения неких "маргинальных групп", но православные монархисты, в широком смысле — все те клирики и миряне, которые продолжают сохранять верность Святому Преданию Церкви в условиях нынешней эпохи Апостасии! Таким образом, мы имеем дело с началом самых настоящих гонений на Святоотеческое Православие, тщательно планируемых и уже последовательно осуществляемых в пользу экуменистического курса на "конвергенцию" с латинянами, нынешними ревизионистами.

«В начале Церковь начала входить в мир, глубоко и широко охватывая его и схватываясь им, продолжая это до тех пор, пока он поддается ее влиянию. Но постепенно это влия-ние начинает ослабевать, вера в народах все более слабеет, противобожные влияния будут все сильнее охватывать человечество, пропитывая собою и массу фиктивных членов Церкви. Тогда должно начаться обратное сжимание Церкви, ее выделение из мира и его учреждений, сосредоточивание в суживающемся круге истинных христиан, пока наконец не явится положение, напоминающее жизнь первенствующей Церкви при начале христи-анства, в языческом государстве, в отдельности от него и во внутренней изолированности, без сомнения, при таких же и, вероятно, гораздо более тяжелых гонениях». Данное пророчество великого русского православного богослова и философа, апологета православной монархической государственности, Льва Тихомирова сбывается буквально на наших глазах. Единственное, чего он не мог представить, что инициаторами гонений станут православные Иерархи!


III. Языческий Рим vs. Ветхий Израиль. Против "жидовствующих".
Как мы уже говорилось выше, излюбленным богословскими методами нынешних ревизионистов является "исторический библеизм", имеющий своими духовными причинами их богословские симпатии к латинянам, давно провозгласившими своей целью встречать Грядущего Мессию (Антихриста!) вместе с "избранным народом". Практически, мы имеем дело с возрождением древней ереси "иудеохристианства", которую в России упорно насаждают ученики и последователи протоиерея Александра Меня, суть которой состоит в "непреложности избрания еврейского народа", который христиане, якобы, обязаны почитать своими "старшими братьями" и "наставниками в Вере", что латиняне уже осуществляют в своей "церковной жизни", на основании превратно толкуемых слов о "дикой маслине" в 11 Главе Послания к Римлянам Святого Апостола Павла.

Исходя из этой ложной концепции, нынешние иудеохристианские "библеисты" возводят духовные принципы Христианской Государственности к Ветхому Завету, при этом "демократическая вольница " Периода Судей, (которых они считают прообразом президентов в современной политической системе "демократических республик" современности), глубокомысленно противопоставляется ими "тирании" Царей Израилевых.А, вообще, говорят они, в Древнем Израиле была "теократия". Любопытно, можно ли считать образцом "теократии" корпоративную власть Синедриона, приговорившего к позорной Смерти на Кресте Истинного Мессию, которого тысячи лет ожидал не только Израиль, но "все племена земные"?! Похоже, что подобная "теократия" (вместо Православной Монархии) является идеалом и для нынешнего "февралистского" епископата.

Автор этих строк, изучая гумилёвскую "теорию этногенеза" в свете библейских "штудий" в Святой Земле, также недоумевал в своё время (вспомним также "Афины и Иерусалим" Льва Шестова): «Ну, почему же именно Рим, ведь раньше всего был "этногенез" избранного народа, все стадии процесса которого подробно зафиксированы в исторических памятниках Святой Земли и Ветхом Завете?!». Про Второй и Третий Рим подобных вопросов не возникало. Через многие скорби жизни и служения в сионистском Государстве Израиль, Господь дал мне ответ на мои недоумения, вкратце этот ответ можно сформулировать так: "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны». (Откр.21, 5). Днем рождения Церкви традиционно считается день Святой Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на Апостолов, последующая проповедь которых послужила началу образование первохристианских общин, структурированных по принципу Апостольского Евхаристического Собрания в Сионской горнице. Распространение этих общин происходило сперва в Восточном Средиземноморье, а затем, преимущественно, по остальной территории Римской Империи. Определяющее значение, с точки зрения этнологии, состояло в том, что христианство заменило прежний принцип родовой, генетической ответственности за грехи — принципом личной, духовной ответственности, то есть "во Христе несть ни эллина, ни иудея", согласно знаменитой формулировке Божественного Павла.
Таким образом, конфликт между Ветхим и Новым Израилем с самого начала получил неразрешимый характер, поскольку природу его можно назвать не только духовной, но и экзистенциальной. Речь шла о двух разных общностях, с двумя различными" этнопсихологиями" (стереотипами поведения), каждый из которых претендовал на одну и ту же территорию (Святую Землю ): "14 Вы бо подобницы бысте, братие, Церквам Божиим сущим во Иудеи о Христе Иисусе, зане таяжде и вы пострадасте от своих сплеменник, якоже и тии от иудей, 15 убивших и Господа Иисуса и его пророки, и нас изгнавших, и Богу не угодивших, и всем человеком противящихся, 16 (и) возбраняющих нам глаголати языком, да спасутся, во еже исполнити им грехи своя всегда: постиже же на них гнев до конца." (Первое Послание к Солунянам Святого Апостола Павла.Глава Вторая.)
Когда говорят об "иудеохристианстве", то речь может идти только об древнейшей из ересей, осужденной Апостольским Собором 49 года от Р.Х. Предание Церкви никогда не смешивает Новый Израиль с Ветхим , а краткий "переходный период" в Истории Церкви, в течении которого Ученики Господа вынуждены были соблюдать и некоторые обряды Закона Моисеева, не может считаться прецедентом, ибо Пророчество о Винограднике Господнем: "Злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя." (Евангелие от Матфея.Гл.21 ст.41) — уже совершилось! Противопоставлению Нового и Ветхого Израиля посвятил свой труд и первый русский Богослов, Митрополит Киевский Илларион:"По възнесении же Господа Исуса, ученикомъ же и инѣмь вѣровавшиимъ уже въ Христа сущемь въ Иерусалимѣ, и обоимъ съмѣсь сущемь, иудеомъ же и христианомъ, и крещение благодатьное обидимо бяаше от обрѣзаниа законьнааго, и не приимаше въ Иеросалимѣ христианьскаа церкви епискупа необрѣзана, понеже, старѣише творящеся, сущеи отъ обрѣзаниа насиловааху на хрестианыа, рабичишти на сыны свободныа, и бывааху междю ими многы распрѣ и которы. Видивши же свободьнаа благодѣть чада своа христианыи обидимы от иудѣи, сыновъ работнааго закона, възъпи къ Богу: «Отжени иудѣиство и съ закономъ расточи по странамъ, кое бо причастие стѣню съ истиною, иудѣиству съ христианьством...И отгнани быша иудѣи и расточени по странам, и чяда благодѣтьнаа христиании наслѣдници быша Богу и Отцу." ("Слово о Законе и Благодати").

Соответственно, поскольку христиане "наслѣдници быша Богу и Отцу. , то и право на владение Святой Землёй также перешло к христианам. Однако, "вступление во владение" произошло на два с половиной столетия позже, в начале Периода Христианской Государственности, ибо, по Слову Господа "Царство Мое не от мира сего...", а Православные Императоры были поставлены Господом для внешней защиты Поместных Православных Церквей (в соборном единстве с православными народами Империи). "Видишь, чадо Григорий, они совершенно отвергнуты Богом и исповедуемый ими теперь закон ложен и бесплоден. Смотри же, чадо, и помни, что после пришествия Иисуса Христа от евреев не было ни одного пророка, ни одного праведника. Или как говорит о них пророк Давид: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Когда Господь наш Иисус Христос в третий день воскрес из мертвых, а через сорок дней вознесся на Небеса и когда святые Его ученики пошли во все концы вселенной проповедовать Святое Евангелие, то над Иудеей снова разразился гнев Божий. К ним явился Тит и пришел Веспасиан, и за свои беззакония евреи были рассеяны во все концы вселенной, как сказал о них пророк Давид: Не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнами моими . Святой же Иоанн в Откровении своем так говорит о них: Говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но — сборище сатанинское. Они уже больше не сонм Израилев и не сыны Божий, но сонм сатанин; когда они соберутся в свое сонмище в субботу, то не Господь среди них, а сатана присутствует на их сонмищах, радуясь тому, что они отвергли Сына Божия и кровь Его клятвою обратили на себя и на детей своих. За это Бог отвратился от них, и вера их никогда уже больше не утвердится, как было в начале. Ибо теперь сатана взял их в свое достояние и наложил на них свое мерзкое имя, так что они теперь уже сыны диавола и часть антихристова. Прежде они были сыны Царствия Божия, теперь же они изгнаны оттуда, и их место займут те язычники, которые уверовали во Святую Троицу, — Новый Израиль, христианский народ, который составляем мы. "(" Из Жития Святого Василия Нового.")

Начало гонениям на христиан было положено в Римской Провинции Иудее, следствием данных гонений и явилось двукратное разрушение Иерусалимского Храма и Святого Града Римскими Императорами-язычниками Веспасианом (71 год) и Адрианом (130 год от Р.Х) (впоследствии также поступил и наш предок--язычник Киевский Князь Святослав с иудаизированной Хазарией!) : «В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвящённое Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. По свидетельству греческого историка Диона Кассия (155—235) это вызвало «свирепую и затяжную войну». Вспыхнуло новое еврейское восстание (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война, 132—136 гг.).

Восставшие евреи овладели Иерусалимом и соорудили временный Храм, где на короткое время возобновились жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132—135), пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещё». (Из статьи "Иерусалимский Храм" Википедии ).


Всё совершилось в полном соответствии с Новозаветными Пророчествами Господа нашего Иисуса Христа о Святом Граде и Храме, как прямое следствие отвержения (бывшим) Богоизбранным Народом своего Истинного Мессии. "Моисей отвечал им: «О бессмысленные и черствые сердцем, сыны не Авраама, а диавола! Не писал ли я вам в Законе: «Пророка из среды вас, из братьев ваших, как меня, воздвигнет вам Господь Бог ваш, Его слушайте. Он будет говорить вам все, что повелит ему Бог; и кто не послушает слов Божиих, которые Пророк Тот будет говорить именем Божиим, с того взыщет Бог». Что может быть яснее сказанного вам! И в другом месте Закона сказано: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, Который есть чаяние народов». И много другого предсказал, что было читаемо вами по субботам в собраниях ваших. Кого другого вы ждали? Действительно, вы заблуждались в советах ваших, и вследствие этого отнято у вас посещение Божие; настоящую же вашу веру вы унаследовали от язычников». Они отвечали: «Как могли мы веровать в Него, называвшего Себя Сыном Божиим, тогда как в твоем Законе об этом не было ничего написано и пророки об этом не говорили». Моисей сказал: «Я назвал Его Пророком, как и себя, так как Он вочеловечился — Совершенный Бог и Совершенный Человек, — но зависть, злоба и гордость ваша не позволили вам веровать в Него, и вследствие этого вас ожидает вечный огонь». Сказав это, Моисей отошел от них." ( Видение Страшного суда Христова, бывшее Григорию, ученику преподобного Василия. )

Древняя "библейская" злоба отверженного Богом, "блуждающего суперэтноса" (термин Л.Н,Гумилёва) в лице его "пассионарных" представителей, жажда мести, (осуществленной, наконец,частично, в ритуальном Убийстве Помазанника Божия, Святого Царственного Мученника государя Николая II), навсегда стали "этнопсихологическими доминантами", современными проявлениями которых и служит нынешняя клеветническая кампании против православных монархистов и грядущего возрождения Православной Монархии в России, а уничтожение всех легитимных Христианских Монархий является необходимым этапом для подготовки пришествия (самозванного) "Царя Иудейского"- последней тирании и диктатуры Антихриста!

 

Древняя злоба новейших цареборцев. Часть II


Только в условиях Православной Империи стало возможным решение множественных задач, связанных с осуществлением «Божественных императивов» Святого Благовестия. Совершенным орудием Святого Духа явились тут Вселенские Соборы, которые созывал Император, утверждения мира между народами Империи) дальнейшее распространение Света Истины среди языческих народов

IV. От Древнего Рима — к Новому.

Итак, Господу было угодно избрать Римскую Империю и Римских Кесарей орудием окончательного наказания и вершителем судеб Иудеи и её народа.

Казнь Господня была осуществлена руками римских воинов, в Святом Граде Иерусалиме, расположенном в Римской Провинции Иудея, при Римском Прокураторе Понтии Пилате (имя которого вошло даже в Символ Веры).

Святой Апостол Павел был римским гражданином и попал в Рим, воспользовавшись соответствующей процедурой римского права, чью юрисдикцию он признавал над собою, будучи иудеем. Само римское право до сих пор является основной юридической базой для политических систем Запада и основой для современного международного права.

По хорошим дорогам, построенным римлянами, двигались не только римские войска, но и Апостолы, и другие проповедники Благой Вести. Первоначальное распространение самой христианской проповеди проходило в Восточном Средиземноморье и провинциях Римской Империи, прилегающих к этим территориям. Сама столица Римской Империи вскоре стала одним из крупнейших христианских центров, откуда проповедники двигались дальше на Север и на Запад. Многие мученники приняли кончину в самом Святом Граде Риме. Данные обстоятельства и огромный авторитет первых Епископов Рима, Святых Мучеников и подвижников благочестия, сделали Римскую Епископскую Кафедру "первенствующей в любви" среди других Поместных Православных Церквей, пока Римские Папы не утратили этот огромный авторитет, вкупе с Православием, разменяв его на земное владычество и золото...

«Несмотря на то, что государство встретило христианство с первого момента его появления очень отрицательно и скоро начало против него жестокие гонения, продолжавшиеся почти 300 лет, в христианстве никогда не было отрицания государственности. Всегда проводился взгляд, согласно которому государственная власть есть Божеское установление, и враждебное отношение государства рассматривалось как проявление личного нечестия власти или недоразумение с ее стороны. Уже апологеты считали возможным требовать у императоров не только прав для христиан, но даже обращали их внимание на обязанность заботиться о распространении истины между подданными. Яркие места в этом смысле есть у св. Иустина Мученика и у Мелитона Сардикийского. Это говорилось еще в те времена, когда христиан травили дикими зверями, а цезари большею частию относились к истине со скептицизмом своего достойного представителя — Пилата. По мере усиления христианства его руководители все более думали о признании государственном, и знаменитому епископу Осии Кордовскому приписывают даже отыскание приспособленного к римскому праву термина, который давал возможность определить совокупность христиан как юридическую личность, способную получить вероисповедные и гражданские права, — Corpus Christianorum. Этот термин и был употреблен в Миланском эдикте». (Л.Тихомиров. «Религиозно-философские основы истории»)

Несмотря на присутствие иудеев в Риме, даже наличие «прозелитов» из императорской фамилии, и, тот исторический факт, что иудаизм на всей территории Империи был religia licitae, данное обстоятельство не делало отношение иудеев к Римской Государственности более лояльным. Ибо "месть за Judea Capta" стала их историческим императивом, то есть идеи "мученичества" римским иудеям были вполне чужды, (в отличии, например, от Маккавейских Мучеников и Трёх Отроков в Пещи Вавилонской). Они гораздо охотнее убивали других, "гоим" (язычников) и "миним" ("раскольников", как они называли христиан в Талмуде), организовывая доносы на христиан Римским властям и, где только позволяли исторические обстоятельства, поднимая бунты против Империи и открывая врата римских крепостей персам и варварам!

В отношении же христиан к Империи мы можем наблюдать прямо противоположный стереотип поведения. Несмотря на то, что римские власти несправедливо преследовали христиан, которые не совершали никаких уголовных преступлений, христиане признавали над собой юрисдикцию римских судов, принимая мученическую кончину. Тем самым они свидетельствовали о том, что несправедливо осуждены и страждут за Имя Господа Иисуса Христа, а не за политические интриги против Империи.

Нам уже приходилось отмечать этот важный исторический факт в статье «Советский Рим и Русская Церковь» : «…Мученики первых времён Христианства не были политическими противниками Римских Императоров и врагами Римской Государственности! Разве римские генералы Святой Георгий и Святой Димитрий умучены Диоклетианом за то, что замышляли заговор против него (Императора Диоклетиана), либо какое предательство против Римской Империи?! Разве Святые Мученики заповедовали своим ученикам и последователям месть Римской Государственности? Разве персы (либо варвары) избавили христиан Империи от гонений, а не Святой Римский Кесарь Равноапостольный Константин Великий своим Миланским Эдиктом?!»

Дело в том, что поведенческим императивом Святых Мучеников было смирение (исключающее всякую мысль о "мести") — состояние мира с Богом и людьми, братьями по Вере и даже теми своими согражданами, которые (пока еще) не уверовали в Распятого. Примером же в смирении для Святых Мучеников служил Сам Господь Иисус Христос, «иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя». ( «Послание к филлипийцам» св. Ап. Павла. Глава 2, ст.6-8) И на других римских граждан такое соединение патриотизма с Верой в Распятого у христиан, определенно, произвело впечатление: «...Сила духовная, заключенная в твердости и мужестве Святых Мучеников в практическом Исповедании Веры, источником которых является таинственное общение с Господом в Святой Евхаристии, и позволили свершиться великому историческому чуду преображения языческой Римской Империи, управляемую императорами-гонителями Распятого — в "Империю Ромеев", или Византию с благоверными христианскими "василевсами" во главе, смиренно преклоняющими колена перед Символом Распятого (Честным и Животворящим Крестом),несмотря на то, что христиане на тот момент не составляли в Империи даже численного большинства и не вели другой политической борьбы, кроме как борьбы за право свободного исповедания своей Веры, подобно другим, разрешенными в Империи, культам». («Summa Istorica»).

Именно в духовном предвидении Преображения Римской Государственности в Христианскую сказаны слова Святого Апостола Павла «несть власти аще не от Бога» (Рим. 13:1), равно как и слова Святого Апостола Петра «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 17). И они имеют непосредственное отношение именно к Римскому Кесарю!

Ибо и Господь наш Иисус Христос именуется Царём, и всякое истинное (и легитимное) достоинство царского сана Христианских Государей восходит к нашему Господу и Спасителю!

Господнее «Царство Моё не от мира сего...» (Иоанн 18-36), не исключало и возникновение в Истории неких земных Царств, на коих почило Благословение Его, ибо и Святой Иоанн именует Его — «Иисуса Христа, Который есть Свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных». (Откр.1-5).
Вполне очевидно, что Словами — «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Иоанн, гл.18-ст.36) — Господь свидетельствовал о Своей непричастности к политическим интригам иудеев против римских властей, подчёркивая, тем самым, несправедливость обвинений против него с точки зрения римского права.

Беззаконным осуждением Праведного члены Синедриона подписали приговор самим себе и всей Иудее, ибо сказано «Конец Закона – Христос» (Рим. 10-4). Царство Израильское прекратило своё историческое существование, ибо окончательно утратило сакральный смысл, предав своего Мессию на Распятие.

«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне...» (Матф. 4:8-9) — Сатана, как обычно, не говорит тут всей правды — он есть "князь века сего" и любое его владычество носит временный характер: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». (Иоанн 12-31).

Что и свершилось вскоре, во время Распятия и Воскресения Господа: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». (Откровение 20:1-3).

Со времени Славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа Ему принадлежат все царства мира: «Дадеся Ми всяка власть на Небеси и на земли». (Матф. XXVIII. 18). Он есть «Царь Царствующих и Господь Господствующих» (Херувимская Песнь Великой Субботы), и даёт Царство тем, кому Сам пожелает — тем, которые, «падши, поклонятся Ему», то есть Римским Кесарям, преобразившихся в Ромейских Василевсов.

Сами греческие слова "Кириос" (Господин, Господь), "Деспотис" (Владыка, Князь), "Василевс" (Царь, Государь Император) были взаимозаменяемыми словами. Однако в Православной Империи стали обозначать различные служения: «Деспотис» — таковое наименование усвоилось епископскому сану, а «Василевс» — царскому служению в Святой Церкви, сущность которого Святой Равноапостольный Константин Великий довольно точно обозначил как "внешнего епископа" Церкви.

Принципом "квантования" Истории могут служить как отдельные личности, так и целые народы. Совокупность народов. принявших апостольскую проповедь о Христе Господе и признавших Его своим Владыкой, составила из себя "новую историческую общность" — Православную Империю, во главе которой стоял Православный Василевс — живой Символ Единства, заповеданного Господом нашим Иисусом Христом своим ученикам и последователям: «Единство Духа в союзе мира». (Еф. 4, 3)

Только в условиях Православной Империи стало возможным решение множественных задач, связанных с осуществлением "Божественных императивов" Святого Благовестия — Единства Веры и Единство Святой Церкви. Совершенным орудием Святого Духа явились тут Вселенские Соборы, которые созывал Император, утверждения мира между народами (речь идёт о мире внутри Империи), дальнейшее распространение Света Истины среди языческих народов, окружающих Православную Империю.

Ибо Учредитель и Основатель Святой Церкви — Богочеловек Иисус Христос, «И Царство Его всеми обладает...» (Пс.102). Как Архиерейство Господа – «по чину Мельхиседекову» (а не Ааронову, полномочия которого уже прекратились), так и Царство Господа дано Ему свыше, посему не имеет прямого отношения к ветхозаветному Израильскому Царству.

Несомненно, что именно «Царство Божие, пришедшее в силе...» (Мк 9,1) и стало легитимным источником властных полномочий для земного Христианского Царства и его Царя, "парадигмой" которых были и навсегда остались в Истории Империя Ромеев и Православный Василевс.

Сама по себе идея "царства" представляет собой некую философскую квинтэссенцию Порядка: "монархия" ("единоначалие") традиционно противопоставляется "анархии" ("безначалию"). Ведь ещё Гомер сказал: "нехорошо многоначалие...", каковое состояние динамической неустойчивости системы практически равносильно "анархии", к которой оно стремится, по причине возрастания "энтропии".

Древним были известны практически все нынешние политические модели устройства общества — историк Полибий систематизировал три основных типа – "царство", "аристократия" и "демократия", а также три дополнительных, дегенеративных — "тирания", "олигархия" и "охлократия" ("власть толпы"). Однако, Благословение Божие, дано только единой Православной Монархии, каковое Избрание Божье далеко не случайно!

«Православная Империя Второго Рима была грандиознейшей в Истории попыткой Нового Израиля, избранного Господом Народа Божьего, реализации Нового Завета на всех уровнях — духовном (в форме Святой Церкви), социальном, культурном, национальном, геополитическом , экономическом, посему православному историку не в чем упрекнуть благородных "ромеев", разве что в некоторых злоупотреблениях, которых, увы, не избежал никто...Политика Второго Рима в отношении раскольников и еретиков-сепаратистов была совершена правильной, в полном соответствии с законами Божьими и человеческими, а причина бедствий Византии была не в ней самой, а в этих самых еретиках-сепаратистах, в своей человеческой и националистической гордыне, противопоставивших себя Святой Матери Церкви и своему православному Отечеству!» ( «О ересях и расколах-3. Виновны ли византийцы?!» ).

Разумеется, в Православной Империи не находилось места и тем, которые позиционировали себя как "врагов Христа", распространяя грязную клевету и кощунства на Господа и Пресвятую Богородицу, сжигавшим Крест на свой Пурим, не желающим подчиняться самому совершенному в мире гражданскому законодательству Империи. Свою ненависть к Империи "блуждающий суперэтнос" пронёс сквозь века, оклеветав в трудах своих "историков-византинистов" как саму Империю, так и Богоустановленную Императорскую Власть ея...

Главное же для нас, православных христиан, почти столетие живущих вне Православной Монархии, состоит в принятии того исторического факта Святого Предания, что Господь наш Иисус Христос, исполнив Своё Служение на Земле в качестве Великого Архиерея, Царя (царствующих) и Пророка, установил, тем самым, в Святой Церкви служение Архиерейское (через Святых Апостолов), царское (через Православных Василевсов) и Пророческое (которое дано, теоретически всем православным христианам, но в особенности проявилось у Преподобных Старцев, Блаженных — Христа ради юродивых и Святителей).

О том же свидетельствует как Чин Помазания на Царство, так и наличие среди Святых Царского Чина — Равноапостольных, для тех Государей, которые крестились сами в Православие (и крестили свои народы...), либо Благоверных — тех Государей, которые труждались в сохранении, укреплении и распространении Святой Православной Веры среди своих народов.

Отдельной темой является почитание Святых Царственных Мучеников — Последнего Русского Государя Императора и его семьи, убиенных по приказу "мирового кагала", с целью сокрушения "мистического сердца" Третьего Рима.


V. Симфония Святого Благоверного Императора Юстиниана.

«Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем» («Шестая Новелла Святого Благоверного Императора Юстиниана Великого», цит. по ст. Диакона Владимира Василика «Патриарху Кириллу это не нужно»).

Юстиниановская концепция "симфонии властей" в наше время снова стала предметом жарких споров на различные темы. Причём западные исследователи упрекают "византийскую симфонию" в "восточном цезарепизме". Вероятно, "идеалом" при этом, считается "папская теория" о "двух мечах" (гражданской и духовной власти в руках одного Папы), с чем коррелирует и никоновское: "священство выше Царства!".

На наш непросвещенный взгляд хорошим историческим комментарием к византийской концепции "симфонии" представляется историософский дискурс Л. Тихомирова в главе «Христианская Государственность» («Религиозно-философские основы истории»): «Христианская истина точно так же неизбежно должна была служить дня устроения жизни, а не для одних разговоров. Как только люди начинали веровать во Христа, они начали устраивать свою жизнь согласно этой вере. Они создавали прочную обстановку для своей христианской жизни как могли, насколько хватало силы, начиная с апостольской общины. Ту же цель — создание прочной обстановки для христианской жизни — имела и Церковь. Все ее догматы, вся ее иерархия, все учреждения были нужны только для того, чтобы можно было жить согласно своей вере. С этим связано и отношение Церкви к государственной власти, и требования, предъявляемые к государственной власти: имеется в виду достижение той прочности обстановки жизни, при которой можно было бы спокойно, без постоянной борьбы с окружающим насилием, вести христианское существование... Тем не менее, даже в несовершенных формах применения этот принцип действительно давал людям в течение веков возможность тихого христианского существования. Таким образом, Церковь была вполне права, входя в союз с государством и стараясь в этом союзе нравственно влиять на государство. Это было также единственным способом сохранить религиозную свободу. Церковь видела в Римском государстве, на горьком опыте, какое значение имеет власть государства над религиями. В Риме была в значительной степени признана равноправность верований, но государство удерживало за собою право регулировать ее, на основании чего религии и разделяли на дозволенные и недозволенные (licita и illicita). Христианство имело несчастье быть в числе последних. Но если бы даже оно получило права religionis licitae, то и это давало бы положение очень непрочное и свободу очень проблематическую. Новейшее время, когда прекращается союз Церкви с государством, дает подтверждение тех соображений, которые в четвертом веке побуждали христианство получить нравственное влияние на государство путем союза с ним».

Практический принцип сотрудничества между "духовной властью" и "гражданской властью" сформулирован довольно точно — сотрудничество неизбежно по причинам необходимости физического выживания Святой Церкви, вернее, Ея клира и мирян. Посему, никто не может (не имеет морального права, упрекать блаженной памяти Патриарха Сергия (Старгородского) за его «Декларацию 1927 года» и сотрудничество с большевиками. Другое дело — его отношение к Соборности, которая была принесена в жертву сохранению канонической структуры Иерархии... Однако, подлинную Соборность почти никто нынче возрождать не собирается, и меньше всего те, которые громче всех вопят о "грехе сергианства"!

Мы находим данную модель Л.Тихомирова, при всех её прагматических достоинствах, всё же слишком позитивистской... В самом деле, не придумал же сам Святой Юстиниан эту самую "симфонию". Он только сформулировал на "юридическом" языке, концептуально, такую практику церковно-государственных отношений, которая исторически сложилась в Новом Риме в эпоху его благословенного правления. При этом Юстиниан творчески применил к юриспруденции богословские принципы Халкидонского Ороса: «Поскольку сакральный смысл византийской Симфонии — в мистическом союзе между двумя Личностями, наглядно воплощавшими в себе идеи Священства (Патриарх) и Православного Царства (Император), то есть в особых дарах Святаго Духа — Благоверному Императору, связанных с исполнением им своей функции гаранта гражданских прав и обязанностей подданных Империи, а также функций некоего "внешнего епископа" (Св. Константин) — защиты Православной Веры в Империи, вплоть до прерогативы созыва Вселенских Соборов... Проще говоря, возвращаясь к "дихотомии", также используемой Святым Апостолом Павлом — Православная Вера — это душа народа (как "суперэтноса"), а Империя — это его ("суперэтноса") тело: за душу отвечает Патриарх, а за тело (которое в данном случае не тождественно мистическому Телу Христову!) отвечает Император. Строго говоря, Симфония является неким историческим "инвариантом" -моделью (не зависит от личных качеств как Императора, так и Патриарха), возникающим на протяжении определенных периодов исторического бытия Второго, а затем — Третьего Рима, и бесследно исчезающего с их исторической гибелью как Православных Империй, несущим своим и всем окружающим народам Свет Христовой Истины, что всегда являлось духовной, провиденциальной целью их земного существования». («К полемике с нынешними «евразийцами» ).

Мы не видим смысла в расширении временных рамок и географических границ византийского термина "симфония", ибо только в указанных рамках и границах перед нашим духовным взором наиболее чётко вырисовывается эсхатологическая перспектива, как следствие утраты Богоданного Единства: «Интуиция Единства лежит в основе не только Православной Церкви. Именно сохранением Единства, как безусловной экклезиологической и духовной ценности и мотивирована (обусловлена) борьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви против расколов и ересей. Единство Православной Империи (Ромеев) — системообразующий элемент Второго Рима, которым, мы обязаны, в частности, появлению на свет Системы Храмовой Росписи (транспозиционировавшейся в Третьем Риме в высокий Иконостас). Основной смысл этой Системы — эсхатологический, а Спас Пантократор в Куполе — это, несомненно, Господь наш Иисус Христос Второго Пришествия. Единство (Империи и Православия) лежит и в основе византийской Симфонии — исторические сроки жизни Второго Рима завершились (политической дезинтеграцией и апостасией в форме Ферраро-Флорентийской унии), однако, Симфония, преемственно перешла в Третий Рим, поданные которого, наши предки, видели главный смысл своей жизни в защите Единства Православной Церкви и Православного Царства (Империи), на манер православных "ромеев", не представляя даже самой возможности утраты этого благодатного Единства, точнее говоря, справедливо отождествляя таковые утраты с эсхатологической перспективой грядущего Второго Пришествия Христова!» («Под Единственным Небом»).

Разумеется, речь тут идёт о "поздней" Симфонии, ибо юстиниановой "действующей модели" предстояло пройти "огонь, воду и медные трубы" — отпадение в ересь восточных провинций Империи, рождение и натиск исламского мира, а также — "системный кризис" Иконоборчества.

Таким образом, как и само Догматическое Православное Учение и Византийская Система Храмовой Росписи, вкупе с Православным Богослужением, составившая Византийский Культурный Синтез (основное ядро того "культурно-духовного континуума", в котором до сих пор живёт (точнее, которым живёт душа) всякого православного христианина, который мы называем Священным Преданием Святой Православной Церкви) Византийская Симфония окончательно сформировалась уже после Седьмого Вселенского Собора, в самом начале исторического периода Македонской Династии...

Византийская Симфония (в широком смысле слова, понимаемая как церковно-политическая система Нового Рима) является классическим примером системы в состоянии "динамического равновесия". Оно позволило, минимизировать "энтропию" и использовать по максимуму ресурсы "этногенеза" Империи Ромеев, жизненный цикл которой составил в итоге почти полтора тысячелетия (от Рождества Христова до Падения Константинополя).

Конфликт Империи Ромеев с Западом был, несомненно, спором о "римском наследстве", где формальные претензии Римской Кафедры столкнулись с Византийской Симфонией и геополитическими интересами Империи Ромеев. Сепаратистская позиция Римского Первосвященника, та "духовная" поддержка, которую он оказал северным и западным варварам в их претензиях к Империи, политические интриги и манипуляции — такое поведение, безусловно, недостойно смиренного служителя Божьего, каковым надлежит быть всякому Первоиерарху!

«В римском католицизме возобладала идея подчинения государства церковной власти. В крайнем развитии этой идеи предполагается, что Папы имеют верховную власть над всем миром. Императоры и короли получают от Папы свои владения на данном праве как вассалы апостольского престола, так что подчинены Папе не только в церковных, но и в светских делах. Светская же власть не имеет права вмешательства ни в какие духовные дела. Законы, издаваемые государственной властью, если они становятся в противоречие с требованиями Церкви (то есть Папы) могут быть кассированы Папою. Светская власть, в случае неисполнения требований Папы, может быть смещаема с передачею ее другому лицу». (Н. Суворов. «Курс церковного права». Ярославль, 1890. Т. II. С. 469- цит. по Л.Тихомиров «Христианская Государственность»).

Гордыня Римского Первосвященника разрушила византийскую Симфонию на Западе, следствием чего стало отделение Римской Церкви от Благодатной Полноты Вселенского Православия, что предопределило апостасийный курс "западной цивилизации" на протяжении всего Второго Тысячелетия... Стоит ли говорить о том, что фальшивые претензии Римского Первосвященника не имеют никаких обоснований в Православной Традиции — Император Ромеев и Восточные Патриархи не могли позволить Римскому Первосвященнику скомпрометировать принципы Единства Церкви и Единства Православной Империи!

Помимо всего прочего, существовало Апостольское Правило № 81: «Говорили мы, что не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неопустительно быть при делах церковных. Или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никто не может двум господам работать, по Господней заповеди», которое Римский Первосвященник грубо попрал!

Да и сущность Симфонии состояла в том, чтобы служители Господа занимались Божественными Службами, «единым на потребу», не компрометируя свой священный сан житейскими дрязгами, судами гражданскими, сбором налогов и подобными делами, связанными с несправедливыми обидами и всяческими злоупотреблениями гражданской бюрократии...

Нет таких ересей и духовных заблуждений на Западе (и Востоке), которые бы не породил латинянский "папизм": рационализм, схоластика, клерикализм, протестантские и англиканские ереси, национализм, этатизм, этнофилетизм (как проникновение внутрь Православной Церкви европейского национализма), униатство, экуменизм и глобализм (как антихристова подмена византийской "вселенскости" и христианского братства народов в Православной Империи).

Другим следствием латинянской псевдоморфозы христианства в качестве "монархии святого Петра" стала полная утрата Соборности как одного из принципиальных аспектов Византийской Симфонии — нынче латиняне пытаются заменить Соборность "демократией", разбавить "клерикализм" — "лацизмом".

Однако, "западная демократия" не имеет ничего общего с византийской (и древнерусской) Соборностью: современная "демократия" представляет собой "симулякр народовластия", метод манипуляции "массовым сознанием" — известно, что реальная власть находится в руках тех, которые устанавливают "правила игры". (Важным элементом западной системы является лживая пропаганда продажных СМИ.)

Кроме того, система "маджоритета" (большинства), как метод решения общественных конфликтов, неизбежно порождает новые конфликты, свидетельством окончательного вырождения которой служит нынешняя западная "либеральная тирания". Она предполагает "борьбу за права меньшинств", направленную, в основном, на защиту богатых, содомитов и инородцев семитического и хамитского происхождения в Западной Европе и США. Несправедливость такого "порядка" по отношению к европейскому коренному населению очевидна — только усилия весьма значительных "силовых структур" удерживают общество от массовых беспорядков на религиозно-этнической и социальной почве. И всё это — в условиях отсутствия глобального вооруженного конфликта!

"Западная демократия" мыслилась как альтернатива западным же "абсолютизму" и "тоталитаризму" — к византийской "автократии" все эти политические системы не имеют прямого отношения, ибо Запад изначально отталкивался от Византии, позиционируя себя "наследником Рима", а на самом деле превратился в "Антивизантию"...

В основе византийской "автократии" (как одного из двух ключевых элементов Симфонии) лежат принципы персональной ответственности и Соборности, как принцип народного представительства, обусловленный необходимостью принятия народом решений Императорской Власти и Церковной Иерархии. Метод "консенсуса" ( поиск решения, приемлемое для всех), при этом (в отличии от метода "большинства") обеспечивает отсутствие причины для будущих конфликтов на этой почве. (Хороший пример функциональности византийской церковно-политической системы приводит Илья Бражников в своей статье "Молиться о единогласии" )

Построенная на данных религиозно-политических принципах, Империя не знала (за редкими исключениями) ни кровавых гражданских войн, ни межэтнических конфликтов, ибо православные христиане (тогда ещё) не воевали против своих единоверцев. Этнический принцип деления (и представительства) в Империи был заменён военно-территориальным, а другие православные государства, либо входили (иногда формально) в состав Империи, либо являлись (по объективным геополитическим причинам) её союзниками...

"Династические революции", которые многие западные исследователи ошибочно считают внешним признаком политической нестабильности Империи, на самом деле, никак не задевали интересы трудящихся народных масс и основы политической системы Империи. Ну, пришли суровые "акриты" (пограничники), вырезали в Столице зажравшуюся коррумпированную бюрократию, поддержали "своего кандидата" на новую правящую династию, ну и что тут такого страшного?!

Открытый нами "закон вырождения правящих элит" (как дополнение к "этногенезу" Л.Н.Гумилёва) действует, к сожалению, практически во все времена и повсеместно, только методы борьбы с этим "вырождением" меняются!

Разумеется, Империя не знала такого (ключевого для "западной демократии") понятия как "веротерпимость" — принцип Соборности исключал участие иноверцев в "представительских структурах и органах власти". Однако, нам представляется совершенно нормальным, когда православный народы сам решает, как ему жить в своей православной стране! Отношение же к иноверцам — дело христианского милосердия и скромного поведения самих иноверцев: для "несогласных" границы Империи были всегда открыты!

Несомненно, что Империя Ромеев была самой передовой Державой своего времени, а Святой Град Константинополь — крупнейшим духовным, культурным, политическим , экономическим (ремесленным) и торговым центром, настоящей Столицей Мира! Такова была "Византия, которую мы потеряли...", а наши православные греческие братья до сих пор плачут по ней!

Нет, не отсутствие "веротерпимости" и "толерантности", и, тем более, не Симфония погубили Великую Империю. Скорее, наоборот — "веротерпимость" по отношению к латинянам и, конечно, апостасия в виде Ферраро-Флорентийской Унии 1439 года!

Православное мироощущение "ромеев", справедливо считавших свою Православную Империю Новым Римом, Единым и Единственным Православным Царством во всей "ойкумене" было совершенно истинным. Империя, действительно, была Единственной в "ойкумене", но не в Истории. И гибель Империи не стала ещё кануном второго Пришествия Христова!

Что же, Господь продлил, по неизреченной Милости Своей, историческое существование Святого Православия и всего мира — должны ли мы теперь упрекать "ромеев" в этой ошибке?!

Нет, для нас важнее несомненный историософский вывод, что Римский Первосвященник и Запад не имели (и не имеют) никакого права на "византийское наследство", несмотря на свою геополитическую мощь, надменную гордыню и нешуточные амбиции (вспомним и "священную Римскую Империю Германской Нации" и Третий Рейх...). Ибо только Православная Империя могла наследовать Новому Риму!

 

Комментарии     Перейти к форме написания комментария

Комментариев нет

Оставить свой комментарий

Для комментирования материалов необходимо зарегистрироваться 

Я уже зарегистрирован

e-mail *

Пароль *

 

Запомнить меня

Я хочу зарегистрироваться

e-mail *

Пароль *

Повторите пароль *

Как Вас называть на сайте *

Код с картинки *