В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
В разделе
Календарь
19
апреля, пт
06 апреля по старому стилю

Посмотреть события этого дня

От покаяния к воскресению России

"Император Всероссийский Николай II наиболее уподобился распятому Христу, и пред уничиженным, оклеветанным, умученным Царем должны склониться все потомки подданного Царю народа. Тогда, говоря словами одного из церковных архипастырей, по нашей вере Царь-Мученик возымет дерзновение к Богу за нас и небесные молитвы всей Августейшей Семьи спасут нас от переносимых нами духовных и физических бедствий, невинно пролитая царственная кровь возродит нашу Родину и осенит ее ногой славой".

 

Читать полную версию этой статьи

Бесчисленные бедствия терзают наше Отечество, и все больше людей сознают, что эти беды - последствия тяжких грехов вероотступничества, клятвопреступления и попустительства цареубийства. Но Россия в целом еще не примирилась с Богом. Когда христианин кается, но разрешительная молитва над ним не состоялась, прощен ли Господом грех? Подобный вопрос стоит сегодня пред кающейся Россией.

400 лет назад благодать разрешительной молитвы святых Патриархов Иова и Ермогена, освободившей русский народ от тех же грехов, возродила Россию. На основании этого исторического прецедента - покаянного чина 1607 года, - а также призывов к покаянию Патриархов нашего времени, от Тихона до Алексия II, был составлен покаянный и молебный канон ко Пресвятой Богородице о разрешении грехов против Бога и Царя и проект чина всенародного покаяния, которые публикуются в настоящем издании. Бог даст, как и в Смутное время, наш народ вновь привлечет к себе Божию благодать, ведущую от покаяния к воскресению России.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть первая НЕРАСКАЯННЫЙ ГРЕХ
Вступление.....5

ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и Всея Руси АЛЕКСИЯ II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи.....8

ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и Всея Руси АЛЕКСИЯ II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи....12

Призывы к покаянию в новое смутное время 1918-2004 гг....16

Призывы к покаянию....18

Часть вторая ПОКАЯННЫЙ ЧИН
О чине покаяния....47

Увещательное слово......50

Канон покаянный и молебный ко Пресвятей Богородице о разрешении грехов противу веры и царя......56

Чин всенародного покаяния......72

ПРИЛОЖЕНИЯ

Из статейного списка о соборном разрешении Российского народа в клятвопреступлении Царю Борису Феодоровичу и его семейству 1607 года.....100

Из Утвержденной грамоты об избрании на Московское ГосударствоМихаила Феодоровича Романова 1613года......109

Братия и сестры!

Просим помянуть в ваших святых молитвах составителей и всех рабов Божиих, содействовавших подготовке и выходу в свет настоящего издания: архимандрита Кирилла, игумена Алексия, иеромонаха Ефрема, схимонаха Симеона, монахиню Ксению, Александра, Александра, Алексея, Анастасию, Андрея, Виктора, Владимира, Елену, Елену, Иоанна, Ирину, Ксению, Леонида, Наталию, Николая, Олега, Ольгу, Павла, Сергия, Юлию, Юлию и всех участников Соборной встречи "Всенародное покаяние - знамение единства".

Приобрести книгу по почте можно, прислав заявку по адресу: 199053, Санкт-Петербург, В.О., 4-я линия, д. 14, Предприятие "Фоликом". Тел.(812)323-70-04 Книги высылаются наложенным платежом ОТ ПОКАЯНИЯ К ВОСКРЕСЕНИЮ РОССИИ Издательство "Царское Дело" 191144, Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, д. 10. Тел. (812) 271-76-86

Редактор Е.И. Душенова Корректор Е.В. Суворова Ответственный за выпуск СИ. Астахов Подписано в печать 21.11.2004. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7. Тираж 10 000 экз. Заказ № 1290. Отпечатано с готовых диапозитивов . в ООО "Типография Правда 1906". 195299, С.-Петербург, Киришская ул., 2.

 

Часть первая
НЕРАСКАЯННЫЙ ГРЕХ
Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии гражда н России, народом нашим не раскаян... этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании.

Из Послания Патриарха Алексия II

Вступление

Вероотступничество русского общества, клятвопреступление правительства, военного руководства, армии и Синода при молчаливом попустительстве всего народа привели к страшному греху цареубийства и последующему крушению Российской империи. В этом падении повинен весь народ: руководящие, безусловно, более, руководимые - менее, но повинны все, подобно тому, как вина за беззаконное убийство Иисуса Христа руками непосредственно римских воинов легла на весь иудейский народ. Оправдывая, или не осознавая, или не осуждая, не сокрушаясь о грехах вероотступничества и попустительства цареубийства, не умоляя Бога о прощении за них отцов наших, мы сами являемся не только носителями последствий этих грехов, но и причастниками вины отцов и их нераскаянности. К тому же, злословя (Мф. 5:21-22), клевеща (Ис. 59: 13; Рим. 1:30) и осуждая Государя (Жор. 2:14-15), не принимая православного учения о Помазаннике Божием, следуя противоположной идеологии, не почитая прославленных Церковью святых Царственных Мучеников, мы уже сами своими грехами связываем себя с грехами отцов. "Я Господь, Бог твой... наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Исх. 20:5), "Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше" (Лев. 26:18-19), - и все это для того, чтобы мы смирились и наконец-то покаялись, "ибо Господь, кого любит, того наказывает" (Евр. 12: 6).

"Всемилостивый Господь может пресечь наказание на детях, если будет показано истинное покаяние и молитва* к Нему, Отцу Небесному, о прощении, - пишет сербский святой Николай {Велимирович). - Когда Господь простит умершмх грешников, тогда их грех не ляжет тяжкие бременем на плечи потомков. В этом и есть смысл молитвы за умерших - чтобы Господь простил им грехи и чтобы, . следовательно, наказание не пало бы на их потомков".**

В 1607 году, когда в Успенском соборе Кремля русские люди после содеянных грехов клятвопреступления и попущения убийства законного наследника престола царевича Димитрия, а затем царя Федора приносили покаяние, то в особой челобитной они просили прощения у Патриарха Иова не только за себя, но и за всех соотечественников, даже за умерших: "Иныне от твоем ж святыни иразрешитися ищем, да не токмо еже мы живи суще во граде сем, ной о всех православных християнех, иже во всех градех страны сея живущих, да не точию о сих сим прощения и разрешения, ной о тех, иже света сего от-шедшия отцы и братию нашу, и о тех молим и просим от твоея же разрешитися святыни...". Святая Церковь заповедует нам молиться о прощении грехов усопших, напоминая, что "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20:38). За всеусерднейшее всенародное покаяние с постом и слезами Господь отменил пророчество о наказании Нине-вийского Царства: "И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел" (Иона 3:10). Но если Бог, увидев покаяние, отменил пророчество о наказании ниневитян, то не убоимся ли, что Он может отменить и пророчество о воскресении Российского Царства - за нашу нераскаянность?*

Все полужирные выделения в тексте издания сделаны составителями; курсивные полужирные выделения принадлежат цитируемым авторам.

** Св. Николай (Велимирович). О трех важных вещах // "Христианская жизнь", Клин, 2004, с. 167. Когда христианин кается, то он не обретает полного прощения, пока не исповедует грех и не будет прочтена над ним разрешительная молитва. По определению святителя Макария, митрополита Московского, "Таинство покаяния есть такое священнодействие, в котором пастырь Церкви, силою Духа Святого, разрешает кающегося и исповедующегося христианина от всех грехов".* "Что происходит в это мгновение в душе, известно всякому, искренне кающемуся, - пишет Феофан Затворник.** - Потоки благодати от главы разливаются в сердце и исполняют его отрадою... Это тайна Господа Целителя и Успокоителя душ...". Таким именно образом: через покаяние, исповедь и разрешительную молитву - весь народ наш в Смутное время обрел прощение своих тяжких грехов. Благодать прославления мученически убиенного святого цесаревича Димитрия, через молитвы и воззвания святого Патриарха Ермогена подвигла русский народ к всенародному покаянию. И мы верим, что благодать прославления святого Царя-Мученика Николая, Помазанника Бо-жия, и всей его Августейшей Семьи тем более подвигнет нас к всенародному покаянию и прошению о разрешении. Тогда, несмотря на наше столь сложное и трудное время, восторжествует любовь, как передал из заточения через старшую дочь Государь: "Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан... Он всех простил и за всех молится, и чтобы поняли, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь".***

* Свт. Макарий Московский. Догматическое богословие. Т. IV. СПб, 1852, с. 240.

** Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1895, с. 165. *** Житие святых Царственных Мучеников. М.. 2001, с. 28. ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и Всея Руси АЛЕКСИЯ II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая ІІ и Его Семьи

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ВО ХРИСТЕ архипастыри, пастыри и чада Церкви Русской!

С сугубой молитвой и с особой болью в сердце мы воспоминаем скорбную годовщину. Семьдесят пять лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, была совершена беззаконная расправа над Императором Николаем II и Его Семьей. По приказу властей были лишены жизни люди, вся вина которых состояла в том, что они принадлежали к царствовавшей династии. Императорская Семья безропотно приняла выпавшие на ее долю страдания.

Узнав об убийстве Царской Семьи, Святитель Московский Тихон с церковного амвона свидетельствовал: "...На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Император Николай Александрович... и высшее наше правительство - Исполнительный Комитет - одобрил это и признал законным.

Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его...". Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора.

Какое бы место ни занимал в истории Император Николай II - убиение Его и Его Семьи остается страшным уроком истории. Урок этот учит нас тому, что тщетны попытки построить благо народа на крови. Начало русской истории было отмечено убиением святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и не в сем ли грехе коренятся последовавшие за ним народные беды? В начале нашего века, решив строить жизнь по-новому, вожди страны снова начали с преступления. Вскоре после этого Россия утонула в крови, оказалась ослеплена жаждой насилия и безумием вражды. Ныне, отрекаясь от грехов прошлого, мы должны понять: благие цели должны достигаться достойными средствами. Созидая и обновляя жизнь народа, нельзя идти по пути беззакония и безнравственности. Совершая любое дело, даже самое доброе и полезное, нельзя приносить в жертву человеческую жизнь и свободу, чье-либо доброе имя, нравственные нормы и нормы закона.

Задачей Церкви является служение, направленное на внутреннее преображение народа Божия, на его нравственное совершенствование. Для этого нам, чадам одной Матери-Церкви, надо остро прочувствовать единство наше в Теле Христовом, члены Которого, будучи непохожи друг на друга, вместе суть одно (1Кор., гл. 12). Покаяние в грехе, совершенном нашими предкам, должно стать для нас еще одним знаменем единства. Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности духу Христову мы искренне стремимся. Пусть не нарушает мира церковного и неоднозначное отношение архипастырей, пастырей и мирян наших к вопросу о канонизации Императора Николая II и Его Семьи. Призываем всех вас молиться, чтобы Церковь смогла вынести об этом суждение в духе соборного согласия, не уступая давлению суетных рурских настроений. Тогда и только тогда суждение это будет действительно выражением голоса Церковной Полноты, принесет пользу Церкви и Отечеству. Мы призываем наши высокие гражданские власти возобновить детальное расследование убийства Императора Николая II, Его Семьи, членов Императорской Фамилии и Их родственников. Руководить таким дорасследованием должна авторитетная и полномочная комиссия, в которую могут войти представители Церковного Священноначалия, органов высшей государственной власти, ученого мира, церковной и светской общественности. Комиссии этой необходимо рассмотреть все аспекты екатеринбургского преступления - нравственные, правовые, политические. Это нужно не только для успешной исторической истины, но и для того, чтобы государственная власть законодательно осудила совершенное злодеяние, восстановив тем самым преемство своей верности закону и нравственности. Всем нам да дарует Бог быть ревностными в стремлении исполнить заповедь Его: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48). Пусть все дела, слова, помышления наши будут достойны нашего христианского звания. И да не посрамят они нас пред лицом Господа, Который "будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей" (Пс. 95:13).

Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II, Члены Священного Синода:

Митрополит Киевский и Всея Украины ВЛАДИМИР,

Патриарший Экзарх Всея Белоруссии Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ,

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ИОАНН,

Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ,

Председатель отдела внешних церковных сношений Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ,
Митрополит Оренбургский и Бузулукский ЛЕОНТИЙ,

Архиепископ Калужский и Боровский КЛИМЕНТ,

Епископ Тверской и Кашинский ВИКТОР,

Епископ Таллинский и Эстонский КОРНИЛИЙ,

Епископ Владимирский и Суздальский ЕВЛОГИЙ,

Епископ Чимкентский и Целиноградский ЕЛЕВФЕРИЙ*

____________________________________________

Послание было обнародовано 18 июля 1993 г. Опубликовано в "Журнале Московской Патриархии" № 6 за 1993 г. и в православных газетах - частично или целиком.

Некоторыми владыками было зачитано с амвона; читалось в храмах. Публиковалось также в светских изданиях: газетах "Московский комсомолец", "Известия","Московские новости".

ПОСЛАНИЕ

Патриарха Московского и Всея Руси АЛЕКСИЯ II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора Николая ІІ и Его Семьи.

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ВО ХРИСТЕ

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, боголюбивые иноки и инокини, все верные чада Русской Православной Церкви!

В этом году 17 июля исполняется 80 лет со дня убиения Российского Императора Николая II и членов его семьи. Время все дальше уносит нас от того дня, когда было совершено это злодеяние. Несколько поколений за это вре.мя успело сменить друг друга, но память о совершенном беззаконии, чувство вины за его нераскаянность не изгладились в народе нашем. Убийство Царской семьи - тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны, Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого ошыслення произошедшего со страной и народом. Именно тогда око будет единством не по форме, а по духу.

Сегодня, как это было и пять лет назад, когда мы обратились к пастырям и пастве с Посланием, посвященным 75-летию екатеринбургской трагедии, мы снова свидетельствуем, что "грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора".

Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием.

В этот день мы призываем и благословляем архипастырей и пастырей нашей Святой Церкви совершить панихиды с поминовением убиенного Императора Николая II, супруги его Императрицы Александры, их чад - Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, Алексия, их верных слуг и всех в годину лютых гонений за веру Христову умученных и убиенных, их же имена ведает Сам Господь. Призывая к этому, мы глубоко сожалеем о том, что скорбная годовщина убиения Государя и его Семьи омрачена ожесточенными спорами вокруг вопроса об останках, найденных под Екатеринбургом. В этот же день, 17 июля, в Санкт-Петербурге, в соборе святых апостолов Петра и Павла, эти останки будут захоронены. По заключению Государственной комиссии они были идентифицированы с останками Царской Семьи. Как известно, решение Комиссии вызвало двоякую реакцию в нашем обществе и в Церкви. Наравне с теми, кто доверяет выводам Комиссии, существуют и те, кто эти выводы не принимает. Суждение церковной и светской общественности оказалось разделенным, причем разделение носит явно конфронтационный, болезненный характер. В этой ситуации Священноначалие, имеющее своим долгом заботу о единстве Церкви и содействие гражданскому миру и согласию, самой логикой возникшего конфликта призывается к тому, чтобы воздержаться от поддержки той или иной точки зрения. Панихиды по убиенному Императору, его Семье и по всем умученным в годы гонений будут совершены в этот день в храмах Церкви нашей; будет совершена такая панихида и в Петропавловском соборе города на Неве. Это богослужение явится не актом признания или непризнания выводов науки относительно "екатеринбургских останков", а исполнением христианского долга, церковным ответом на просьбы совершить заупокойное богослужение при погребении этих останков.

Дорогие Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри, боголюбивые братья и сестры! Сегодня Полнота церковная неленостно подвизается, восстанавливая порушенные святыни, воссоздавая облик Святой Руси. Благословляя эти труды, мы призываем вас вознести молитвы не только об упокоении Царской Семьи, но и о всех убиенных и погибших в годы лихолетья, дабы в духе согласия, не уступая давлению суетного разномыслия, чуждого благу церковному, перенести нелегкое время, переживаемое ныне Церковью и народом нашим."Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию" (Рим. 14: 19). "Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем" (2Фес. 3:16).

Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II

Члены Священного Синода:

Митрополит Киевский и Всея Украины ВЛАДИМИР,

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР,

Патриарший Экзарх Всея Белоруссии Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ,

Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ,

Председатель отдела внешних церковных сношений Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ,
Архиепископ Казанский и Татарстанский АНАСТАСИЙ,

Епископ Чимкентский и Целиноградский ЕЛЕВФЕРИЙ,

Епископ Туровский и Мозырский ПЕТР,

Епископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН,

Епископ Сыктывкарский и Воркутинский ПИТИРИМ,

Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский СЕРГИЙ*

*Послание обнародовано 9 июня 1998 года на официальном сайте ВЦС, в "Московском Церковном Вестнике" № 11 за 1998 г. и в "Журнале Московской Патриархии" № 7 за
1998 г.Призывы к покаянию в новое смутное время 1918-2004 гг.

1918 г. Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, - с амвона Казанского собора.

1921 г. Митрополита Антония (Храповицкого) - на Всезарубежном Соборе.

1922 г. М.К. Дитерихса - на Приамурском Земском Соборе во Владивостоке.

1925 г. Редакционная статья в журнале русской эмиграции "Русская летопись".

1928 г. Товарища Обер-прокурора Св. Синода князя Н.Д. Жевахова- в статье "Причины гибели России".

1934 г. Архиепископа Серафима Соболева - в книге "Русская идеология".

1938 г. Святителя Иоанна (Максимовича) - на Всезарубежном Архиерейском Соборе в Сермских Карловцах.

1941 г. Архиепископа Серафима (Соболева) - в книге "Об истинном монархическом миросозерцании".

1953 г. Святогорского схимонаха Никодима - в газете"Православная Русь".

1960 г. Святителя Иоанна (Максимовича) - в слове по Царю- Мученику.

1970 г. Архимандрита Константина (Зайцева) - в ряде статей.

1975 г. Архиепископа Аверкия (Таушева) - в статье "Религиозно- мистический смысл убиения Царской Семьи".

1981г. Епископа Нектария "(Концевича) - в слове перед прославлением святых Царственных Мучеников и всех святых новомучеников и исповедников Российских в РПЦЗ на Всезарубежном съезде русской молодежи в Сан-Франциско.

1993 г. СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ IІ И СВ.СИНОДА - в ПОСЛАНИИ к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи.

1995 г. Митрополита Иоанна (Снычеза) - в книге "Русь Соборная".

1996 г. Епископа Вениамина (Пушкаря) - в книге "Сила русского народа".

1998 г. СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II И СВ. СИНОДА - во ВТОРОМ ПОСЛАНИИ к 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи. Святогорских старцев: иверского иеросхимонаха Максимоса, Иеросхимонаха Иоакима (скит Нила Мироточивого), схимонаха Григория (Кавсокаливия) - в изречениях о чудотворной иконе святых Царственных Мучеников.

1999 г. Архипастырей Русской Православной Церкви - в посланиях Собору православных мирян "Всенародное Покаяние" и участников Собора - в выступлениях.

2000 г. Святогорского иеромонаха Ефрема (Каруля) -в слове к военным в Чечне со Св. Горы Афон. Редакционная статья о чине покаяния в газете "Православная Русь".

2003 г. Редакционная статья "Клятва верности русского народа" в Иваново-Вознесенской газете "Царский путь". Врача В.К. Невяровича - в книге "Благословенно Царство".

В книге "Монастырь в честь святых Царственных Страстотерпцев" под общей редакцией архиепископа Екатеринбургского Викентия.

Старца архимандрита Кирилла (Павлова) - в беседе с духовными чадами.Призывы к покаянию Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея России, с амвона Казанского собора 8/21 июля 1918 г., в день Казанской иконы Божией Матери:

"А вот мы, к скорби и к стыду нашему, дожили до того времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но и оправдывается как законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его...".

Россия перед Вторым Пришествием. Изд. 2-е. М., 1994, с. 197.

Единственной реакцией на призыв Св. Патриарха Тихона явился Приамурский Земский Собор (1922 г.). В масштабах страны подобной реакции не было. Как и Адам, наш праотец, по изгнании, сел против рая, рыдая, так не сразу покаялся и русский народ...

Из выступления М.К. Дитерихса на Приамурском Земском Соборе во Владивостоке (1922), избравшем его правителем Приамурского края:

"...И только с искренним покаянием в отступничестве, с горячим порывом массы к возвращению снова на путь исторических, святых начал своего единения в дружном, тесном, беззаветном и самоотверженном служении своей Родине, и только ей, народ обретал прощение греха и возвращал Святую Русь к прежнему величию и славе... По грехам нашим против Помазанника Божия, мученически убиенного советской властью Императора Николая II со всей Семьей, ужасная смута постигла народ Русский, и Святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству безбожных русских и иноплеменных воров и грабителей...

Народ земли, разметанной гневом Божиим, несет наказание за свой грех, несет тяжелый, но заслуженный крест за безумное попрание святого исторического завета, за уклонение в своем символе от исповедания чистоты веры Православной и от святыни Единой Державной власти от Бога...

Семя брошено. Оно сейчас упало на еше не подготовленную почву. Но грядущая буря ужасов советской власти разнесет это семя по широкой ниве Великой Матушки Отчизны. И приткнется оно в будущем через предел нашего раскаяния и по бесконечной милости Господней к плодородному и подготовленному клочку Земли Русской и тогда даст желанный плод". Православный Царь-Мученик.

М., "Паломник", 2000, с. 740-741

Осознание необходимости покаяния начало постепенно формироваться в среде русских людей, в рассеянии сущих.
Из речи митрополита Антония (Храповицкого) на Заграничном Соборе в 1921 году: "Кто же будет отрицать, что февральская революция была столь же богоборческой, сколько и проти-вомонархической? Кто может осуждать большевистское движение и в то же время одобрять временное правительство? Оно подняло руку на Помазанника Божия...".

Архиепископ Никон (Рклицкий).

Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. VI. Монреаль, 1963, с. 36-37,-Из редакционной статьи периодического издания русских эмигрантов "Русская летопись": "На всех на нас лежит ответ за кровь Государя и за гибель нашей земли. Одни, в безумии своем, восстали на власть, создавшую Россию; другие, по нерадению и малодушию, не сумели этот мятеж подавить; третьи, по невежеству своему, равнодушно взирали на крушение вековых устоев нашей Державы. И все, и каждый из нас виновны в том, что не сумели сохранить и уберечь Царя своего. И Бог карает за это русский народ. С падением Престола, со смертью Царя, всего лишилась Россия. Величие и славу, святыни и братства... все... все... и даже свое имя она потеряла... Все потеряла, и сама отлетела, как сон... И там, на далеком Севере, где в безымянной, неотпетой могиле * покоится прах ее последнего Государя, там же легла и сокрылась Россия. И будет лежать там дотоле, доколе не склонит перед этой могилой колени весь Русский Народ и не оросит ее живой водой своего покаяния. И встанет тогда из Царской могилы Россия, и грозно будет ее пробуждение...".

"Русская летопись". Париж, 1925, кн. 7, с, 7. Князь Н.Д. Жевахов, товарищ обер-прокурора Св. Синода Царской России, будучи за рубежом, в статье "Причины гибели России" писал, вскрывая духовно-нравственные корни русской трагедии: "Царь - выше закона. Царь - Помазанник Божий и как таковой воплощает собою Образ Божий на земле. А Бог - Любовь.

Доброта Царя есть его долг, его слава, его величие. Это ореол его Божественного помазанничества, это отражение лучей небесной славы Всеблагого Творца. Доброта подчиненных Царю органов власти - есть измена, воровство, преступление. Кто осуждал Царя за его доброту, тот не понимал существа Царской власти, кто требовал от Царя твердости, суровости и строгости, тот сваливал на Царя свои собственные обязанности и свидетельствовал о своей измене Царю, о непонимании своего служебного долга и о своей непригодности ни Царю, ни России...

Ни один русский Царь не понимал своей Царской миссии столь глубоко, как понимал ее благодатный Государь Николай Александрович... В этом непонимании русскими людьми природы Самодержавия и сущности Царского служения и выразилось главное преступление русской мысли, попавшей в жидо-масонские сети, и настолько глубоко проникшее в ее толщу, что не изжита даже до сих пор...

Другое преступление русского народа выразилось в непонимании самой России и ее задач... Нет Царя - нет и России, и Русское государство неизбежно сойдет с пути, предуказанного Богом...

И пока русские люди не уразумеют миссии Самодержавного Русского Царя, пока не сознают, в чем заключались и должны заключаться задачи Самодержавия и Богопомазанничества, и не дадут обета Богу помогать Царю в осуществлении этих задач, до тех пор благодать Божия не вернется в Россию, до тех пор не будет мира на земле".
Кн. Жевахов Н.Д. Причины гибели России. "Новый сад", 1929.Из речи святителя Иоанна (Максимовича) на Всезарубежном Архиерейском Соборе 1938 года: "Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним. Между тем здесь совершилось нарушение присяги, принесенной Государю к его законным наследникам, а кроме того на главу совершивших это преступление пали клятвы предков - Земского Собора 1613 года, который постановления свои запечатлел проклятием нарушающих их (см. приложение - сост.).

В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший ко случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих нор кет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе. Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции".

Иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Иоанн чудотворец. М., 2003, с. 836.
В своих проповедях святитель Иоанн (Максимович) не раз указывая на тяжкий грех, тяготеющий на русском народе:"Великий грех - поднять руку ка Помазанника Божия, не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной… Будем помнить, что это злодеяние совершено в день памяти творца Великого канона св. Андрея Критского, зовущего нас к покаянию. Глубокое сознание греховности содеянного и покаяние перед памятью Царя-Мученика требуется от нас Божиек правдой. Но покаяние наше должно быть без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого начала.

Иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Иоанн чудотворец. М., 2003, с. 856-857.

В "Слове по Царю-Мученику" (1960) святитель Иоанн, чья кончина в 1966 году пришлась на день памяти св. Иова, Патриарха Московского (19 июня/2 июля ), принимавшего покаяние у русского народа в 1607 году, говорит: "Грех тот лежит на всех, пока не будет смыт искренним покаянием...

В один день рухнули величие и слава Державы Российской, оплота мира во всем мире. Подпись Государя Императора Николая Александровича на акте отречения от Престола есть историческая граница, отделяющая великое и славное прошлое России от темного и мучительного положения ее теперь... Что же произошло в тот день?.. Отступление народа от Помазанника Божия, отступление от власти, покорной Богу, отступление от данной перед Богом присяги на верность Государю Помазаннику Божию и предание его на смерть. Лишен власти, а потом и свободы тот, кто все свои силы отдавал во имя Божие на служение России.

Перед нами, перед Русским народом путь восстания есть путь сознания греха и покаяние. Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление Русского народа".

Алферьев Е.Е. Письма святых Царственных Мучеников из заточения.
Джорданвилль, 1983, с. 438, 440.

В 1934 году в Болгарии выходит книга "Русская идеология" архиепископа Серафима (Соболева). На основании святоотеческого учения архипастырь говорит о том, что всему народу в целом необходимо принести покаяние в бунтарстве против власти Помазанника Божия и через это вернуться к смиренной и благодатной вере наших предков:

"Эта смиренная вера будет спасительным достоянием для нас и для России только в том случае, если мы вступим на путь первого выражения смирения, т.е. на путь покаяния во грехах своих, особенно в самом тяжком грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди, - в грехе бунтарства против самодержавной власти нашего Царя - Помазанника Божиего. Этот грех является для нас таким тяжким потому, что имеет за собою утрату русскими людьми совести, удаление их от Церкви - ее веры, учения и благодати. Он есть верх или плод тех разновидных религиозно-нравственных тяжких преступлений, которые совершались русскими людьми в течение многих и многих лет".

Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. М., "Лествица", 2000, с. 82-83.

В следующей работе "Об истинном монархическом миросозерцании" (1941 г.) архиепископ Серафим вновь акцентирует внимание на необходимости покаяния:

"...Показывая сущность дела Христова, выясняя миссию Церкви и необходимость, согласно ее требованиям, иметь истинную веру, какую имели наши предки, мы говорим, что эта вера требует от нас покаяния в тяжком грехе бунтарства против самодержавного Царя-помазанника".

Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идея. М., "Лествица", 2002, с. 169. После второй мировой войны схимонах Никодим (Карульский), бывший унтер-офицер Царской Армии, ставший воином Христовым на святой горе Афон и молившийся за Россию до последнего вздоха, писал:

"За русский народ, за освобождение его от сатанинской власти недостаточно одних молитв, хотя бы и преусерднейших, - требуется всенародное покаяние с глубоким сознанием великого и тягчайшего греха - отвержения Божией власти над собой в лице Помазанника.

Разогнем Библию и посмотрим, как Бог управлял людьми. Согрешили перед Богом ангел и человек - первого ангела без милости Бог отослал во ад на вечные муки, а человеку оставил милость Свою, послал его на землю каяться и обещал возвращение в рай, если он будет соблюдать Божий законы и повеления.

От того времени и начал Бог Своею властью управлять людьми, верующими в Него, и управлял от Адама непрестанно до Николая II, Императора, Помазанника Божия: сперва через посредство патриархов от Адама до Авраама и прочих патриархов включительно, потом пророками - от Моисея до Самуила, а от Давида до Николая II императора - через посредство благодати помазания в царях...

В наше злое время люди, потеряв веру в Промысл Божий, просили себе свободы, а Божию власть в лице Помазанника Божия отвергли.

Отвергли царскую власть, отдали убить Царя, освободили себя от Божественной власти - и подпали под сатанинскую власть.

Ох! Какой это тяжкий грех!.. И согрешили в нем все русские люди, кто делом, кто словом, а кто помыслом, желанием и согласием. За этот великий грех весь мир страдает, а русский народ - больше всех.

По правде Божией, "кому много дается, от того много взыскуется". Людям, свободным от прямой сатанинской власти, должно бы вменить всеобщее покаяние. Если эти люди не видят нужды в таком покаянии, то большую вину налагают на себя за грех против Помазанника..." "Православная Русь" № 14 за 1953 г., с. 10.

В том же 1953 году Русская Зарубежная Православная Церковь объявила 17 июля днем скорби со строгим постом.

В 60-е годы редактор "Православной Руси" архимандрит Константин (Зайцев) проницательно предостерегал от возможных уклонений от пути истинного покаяния: "Вне всецело-покаянного обращения к Богу всякая мысль о нашем будущем оказывается прожектерством, самое благонамеренное направление мысли силой вещей превращается в риторику и мечтательство, только отвлекающие от единственно возможного направления воли истинного христианина с момента возникновения Апостасии. Это распространяется даже на такое явление, как Православное Царство! "Монархизм", "легитимность", как таковые, есть риторика и мечтательство, поскольку они получают, в условиях "Апостасии", самостоятельную ценность: так отвлекается лишь сознание верующих от единственно доброго пути... Иные старцы высокого духовного подъема предрекали восстановление России. Такое упование длянас всех законно. Но что может оно нам дать, если не одно только большое устремление к Богу, как во имя спасения души своей, так и во имя умножения и углубления этой же направленности сознания, у других русских людей! Все остальное было.бы именно прожектерством, только оттесняющим и заглушающим единственно действенное в условиях Апостасии направление сознания - покаянное обращение к Богу... Восстановление Православного Царства представимо только в плане некого Сверх-Чуда покаянного перерождения русского народа, и это в такой степени и в таком масштабе, который позволил бы Богу счесть Апостасию несостоявшейся".

"Православная Русь" № 3 за 1970 г., с. 2-3; № 17, с. 2.

В ответ на попытки некоторой части русской паствы оправдать себя архиепископ Аверкий (Таушев) писал:

"Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской Семьи совершено было не русскими руками - руками неправославных и нерусских людей. Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном беспримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему, а вел себя так, что это злодеяние явилось выражением того настроения, которое к этому времени созрело в умах и в сердцах несомненного большинства несчастных заблудившихся русских людей... Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на русской земле".

Архиепископ Аверкий (Таушев).
Современность в свете слова Божия. Слова и речи.

Т. Ill, Джорданвилль, 1975, с. 298.

Автору этих строк вторит епископ Нектарий (Концевич), ученик преподобного старца Нектария Оптинского, в слове, сказанном перед прославлением святых Царственных Мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских Русской Зарубежной Церковью в 1981 году:

"Смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а следовательно, в той или яной степени над каждым из нас". Ежегодник "Православный путь".

Джорданвиллъ, 1985, с. 45.

В то время как члены свободной части Русской Православной Церкви постепенно осознавали необходимость принести всенародное покаяние, внутри России царило затишье, и народ проходил страдальческий путь, неся крест последствий бого- и цареотступничества. Но вскоре после всенародного празднования 1000-летия Крещения Руси прозвучало слово русского Патриарха. Его Послание, подписанное всеми членами Священного Синода и вышедшее 16 июля 1993 года - в канун дня убиения Царской Семьи, явилось венцом всех призывов к всенародному покаянию, звучавших в течение 75-и лет. Этот документ имеет историческое значение, однако, к сожалению, пастве, к которой обращено это Послание, его содержание неизвестно и доныне:

"Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора...

Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знаменем единства. Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности духу Христову мы искренне стремимся...". Полностью Послание опубликовано в настоящем издании на с. 8 II.

В 90-е годы из Петербурга на всю страну прозвучала всенародная проповедь митрополита Иоанна (Снычева):

"Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII и начала XX веков) связаны с цареубийством...

История Православной Руси в ее высшем, духовном проявлении служит как бы органическим продолжением Священной Истории Нового Завета. Фигура Помазанника Божия, Русского Православного Царя есть с этой точки зрения видимый символ признания русским обществом своего промыслительного предназначения, живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни Заповедей Божиих над законами человеческими. Отсюда, кстати, и самодержавный характер царской власти - не земной, но небесной, по слову Писания: "Сердце царя - в руце Господа... Куда захочет, Он направляет его" (Притчи 21:1).

Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил...

Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В XX веке - на исходе уже восьмое десятилетие смуты...

Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России - возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обессиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны...". Митрополит Иоанн (Снычев). Русь Соборная. СПб, "Царское Дело", 1995, с. 38-41.

"Оглядываясь сегодня на русскую историю, можно уверенно сказать: на всех ее крутых поворотах российские народы делали в конечном счете один и тот же выбор в пользу соборного единства. Верую, что так будет и в этот раз. Глубоко ошибается тот, кто думает, будто сейчас, в пору очередной русской смуты, в дни мнимого торжества сил распада и разделения, Русь изменила свое естество, свой характер, свою веру. Пройдет время - может быть, совсем малое - и подлинный выбор России состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству...

В ожидании этого момента, в предвидении его, наряду с духовным подвигом всенародного покаяния в грехах безбожной, безнравственной жизни, мы должны особое внимание уделить соборному опыту державного строительства - опыту противостояния смуте и возрождения страны...".

Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. СПб, "Царское Дело", 1995, с. 13-14.Важным шагом на пути к осуществлению покаяния явился комментарий архиепископа Владивостокского Вениамина (Пушкаря) к Патриаршему Посланию: "На мой взгляд, нужно... акт покаяния обставить подобающим образом: подготовить соответствующий чин богослужения, принести покаяние всенародно, всецерковно...". Епископ Вениамин (Пушкарь). Сила русского народа.

Владивосток, 1996, с. 16.

Но как и Сам Господь, обращаясь к ученикам и народу, говорил дважды: "Истинно, истинно говорю вам...", - так и Святейший наш Патриарх вторично воззвал к вверенной ему Богом пастве с призывом о покаянии. Второе его послание, также подписанное всем Синодом, было написано пять лет спустя - к 80-летней годовщине со дня убиения Императора Николая II и Его Семьи:
"Убийство Царской семьи - тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается пугем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом. Именно тогда оно будет единством не по форме, а по духу.

Сегодня, как это было и пять лет назад, когда мы обратились к пастырям и пастве с Посланием, посвященным 75-летию екатеринбургской трагедии, мы снова свидетельствуем, что "грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора"". Полностью Послание опубликовано в настоящем издании на с. 12-14.

После урагана, потрясшего Москву сразу после Послания, святые Царственные Мученики чудом, явленным на их иконе во время крестного хода 17 июля 1998 года, засвидетельствовали свою царственную волю, в симфонии с Патриархом призывая народ к всеобщему покаянию:

"17 июля 1998 года, вдень 80-летия мученической кончины Государя Николая II и Царской Семьи, в Москве состоялся крестный ход, во время которого икона Святых Царственных Мучеников явила чудеса: на ликах, шеях и руках Страстотерпцев появились красные пятна, похожие на кровь, которые пульсировали, расширялись и меняли яркость; икона начала источать обильное благоухание.

С этого времени чудотворная икона стала преображаться из блеклого, почти бесцветного изображения в яркую, насыщенную и глубокую живопись с множеством цветовых оттенков, что особенно зримо проявилось в Успенский пост.

Первоначально изображение представляло собой увеличенную на цветном ксероксе до размера 40 х 26 см репродукцию с маленькой бумажной иконы 9 х 13 см, освященной во время первой Божественной литургии в храме Святых Царственных Мучеников в городе Подольске 28 июля 1997 года. Оно было оформлено в простую деревянную рамку под стекло в Свято-Никольской богадельне города Рязани и там же освящено. Икона Святых Царственных Мучеников была привезена в Москву 15 марта 1998 года в день празднования Державной иконы Божией Матери и вынужденного отречения Государя Николая II от престола. Великий грех совершил народ перед Богом, отступив от Помазанника Божия, от данной пред Богом присяги на верность Царю и предав его на смерть. Он стал мучеником, оставшись верным Царю царствующих. Народ молчал, и поистине мы должны сказать ныне: "Кровь его (Государя - сост.) на нас и на детях наших" (См. Мф. 27:25). Великий грех цареубийства может быть смыт нашим искренним покаянием и прославлением Царственных Мучеников в России. А ныне, чрез запечатленный Невидимой рукой образ, Бог прославляет Своих святых!".

Текст на оборотной стороне отпечатанных с чудотворной иконы образков, разошедшихся по всей России.
Старцы святой горы Афон, встречавшие этот чудотворный образ, с великим благоговением изрекали вдохновенные слова. Схимонах Григорий, грек из кельи в Кавсока-ливии, сказал:

"Время самодержцев прошло. Но Бог силен совершить чудо. Нужно покаяние". Житие святых Царственных Мучеников. М., 2001, с. 37. Молитва афонских старцев за Россию особенно возгорелась от встречи с иконой Царственных Мучеников. Когда икона покидала Святую Гору, в роковой день 7 ноября в Москве замироточил образ Царя-Мученика со скипетром и державой в руках. Так святой Государь в симфонии с Патриархом также дважды призвал нас к покаянию.

Не прикасайтесь Помазанным Моим. М.-СПб, 2001, с. 20-21.Первый массовый отклик русского народа на призыв Патриарха произошел в 1999 году. По инициативе Общероссийского Общественного Движения "Россия Православная" 21 сентября в столице был созван Собор православных мирян "Всенародное покаяние". В его работе приняли участие 476 человек, в том числе известные православные священники, представители различных православно-патриотических организаций, братств и общин России, Белоруссии, Украины и Казахстана, руководители военно-патриотических объединений, казачьих и других общественных организаций. Собор приветствовали архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий, архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, епископ Владивостокский и Приморский Вениамин, епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Документы Соборной встречи мирян гласили:

"По велению сердца и совести мы готовы свидетельствовать, что путь обретения всенародного единства в нашем Отечестве пролегает для нас в направлении, указанном Высшим Священноначалием Русской Православной Церкви в канун 75-ой годовщины убийства Царской Семьи 16 июля 1993 года. Это Воззвание гласит: "Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании... Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора...

Задачей Церкви является служение, направленное на внутреннее преображение народа Божия, на его нравственное совершенствование. Для этого нам, чадам одной Матери-Церкви, надо остро прочувствовать единство наше в Теле Христовом, члены Которого, будучи непохожи друг на друга, вместе суть одно (1Кор., гл. 12). Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знаменем единства...". О том, что этот призыв не был услышан народом и пять лет спустя, свидетельствует Послание Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода к 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи от 9 июня прошлого [1998] года:

"Время все дальше уносит нас от того дня, когда было совершено это злодеяние. Несколько поколений за это время успело сменить друг друга, но память о совершенном беззаконии, чувство вины за его нераскаянность не изгладились в народе нашем. Убийство Царской Семьи - тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом. Именно тогда оно будет единством не по форме, а по духу.

Сегодня, как это было и пять лет назад, когда мы обратились к пастырям и пастве с Посланием, посвященным 75-летию екатеринбургской трагедии, мы снова свидетельствуем, что "грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян ".

Как это ни горько признавать, но и сейчас, спустя более года, положение остается прежним. Скорбя о нашем Отечестве, тяжело переживая те великие испытания, которые попушены Богом современной России, мы видим своим христианским и гражданским долгом откликнуться на призыв Святейшего Патриарха и Священного Синода...".
Из пресс-релиза Собора православных мирян "Всенародное покаяние" от 21 сентября 1999 года, Москва.

"Призыв архиереев к всенародному покаянию в наследном грехе богоотступничества и предательства Помазанника Божия Царя-Мученика Николая не является общественной инициативой Общероссийского Общественного Движения "Россия Православная". Этот призыв Матери-Церкви канонически был сформулирован в Послании Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода, посвященного 80-ой годовщине убийства Царской Семьи, обнародованного 9 июня 1998 года по Рождестве Христовом. На конференции ООД "Россия Православная" 21 апреля 1999 года эта судьбоносная идея, согласно уставным нормам "России Православной", оформилась в решение организовать и провести Собор православных мирян "Всенародное покаяние" с привлечением всех православно-патриотических сил России. Общественное начинание мирян было поддержано Архипастырями Русской Православной Церкви. Так Владыка Лев, архиепископ Новгородский и Старорусский, в своем послании к Собору пишет:

"Очень важно, что вы акцентируете внимание на всенародном покаянии. Этот век в отечественной истории ярко обозначен страшным грехом Богоборчества, и, как следствие этого, было совершено цареубийство, попытка физически уничтожить Церковь и все то, что напоминает о Боге. Весь век для страны прошел в борьбе "за", в борьбе "против". Господь попустил нашей стране за борьбу с Ним те великие испытания, которые можно преодолеть только через примирение с Богом... Желаю Общероссийскому Общественному Движению "Россия Православная" Господнего споспешества по духовному возрождению нашего Отечества. Будем помнить слова великого светильника святого праведного отца Иоанна Кронштадтского: "Русь Святая, храни Веру Православную, в ней бо твое утверждение".

Архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий от имени клириков своей Епархии свидетельствует об инициативе 00Д "Россия Православная":

"Вполне разделяем ваше мнение о том, что именно всенародное покаяние может положить, начало возрождению нашего страждущего Отечества. Господь да благословит созыв и проведение Собора православных мирян "Всенародное покаяние".
..". Владыка Афанасий направляет и послание, адресованное участникам Собора православных мирян:

"Год за годом мы повторяем слова о том, что страна наша испытывает тяжелейшие бедствия. Многие уже с трудом верят в возможность скорейшего возрождения страны. Прореченное в Евангелии "уныние народов и недоумение" (Лк. 21:25) становится характерным состоянием наших дней. Но мы, христиане, как бы ни было нам трудно, не перестаем уповать на милость Божию. И она не заставит себя долго ждать, если мы принесем достойные плоды покаяния. К нему, покаянию, призывали наш народ в годину испытаний такие подвижники, как священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Искреннее глубокое покаяние всегда обращало Господний гнев на милость. Так будет и сейчас. Пусть станет угодным s очах Божиих и нынешний Собор "Всенародное покаяние". Пусть принесет плоды истинного покаяния весь наш народ. Желаю обильных милостей Божиих всем участникам Собора и благословенных успехов в его проведении".

Свое Обращение к участникам Собора православных мирян "Всенародное покаяние" направил и архипастырь Приморского края Владивостокский Владыка Вениамин: "Возлюбленные о Господе участники собрания! Долготерпеливый Господь ждет покаяния России в грехе предательства Помазанника Божия Царя-Мученика Николая П. Несли велика радость на небесах о покаянии единого грешника, каково будет то торжество среди Ангелов и святых, которое ознаменует освобождение России от страшных проклятий. Путь покаяния начат был сразу же в феврале 1917 года. Сначала он был почти не отличим от широкой дороги отступления в бездну безверия, в пропасть наслаждения и страдания от бесчисленных грехов. Но неприметная тропка покаянного пути с десятилетиями через великие подвиги русского народа преобразилась в ясный путь, обозначенный Священноначалием Русской Православной Церкви и справедливо названный "всенародным покаянием" и "знамением единства". Величайшим этапом на этом пути считаю духовный подвиг приморцев, ввиду смертельной опасности созвавших в 1922 году Приамурский Земский Собор, главным вопросом которого был отнюдь не вопрос о власти в безгосударной России, но признание величайшим грехом предательство Русского Царя и попустительство Его злодейского убийства. Здесь, во Владивостоке, среди церковного народа не изгладилась память об этом судьбоносном событии. Верующий народ Приморской епархии глубоко и искренне чтит и исповедует подвиг Царя-Страстотерпца Николая Второго. Поэтому в день проведения собора "Всенародное покаяние"мы молитвенно пребываем вместе с участниками собора, возносим свои молитвы ко Господу о помиловании России и скорейшем прославлении Царской Семьи в сонме Новомученников ".

Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим сердечно приветствует соборян: "Дорогие братья и сестры во Христе! Счастлив слышать о возрождении в сердцах российских людей духа спасительного покаяния и от всего сердца желаю вам прилагать как можно больше усилий в этом благородном направлении. Пусть горячие молитвы Помазанника Бо-жия Царя-Мученика и Его близких пребывают с вами, наставляют вас в ваших трудах".

Однако Владыка Питирим по-отечески предупреждает собрание мирян о возможных искушениях:

"В силу своего пастырского долга хочу вас предостеречь от возвращения к тем ошибкам, которые многим из нас всегда служили преткновением. Как всякий истинный духовный подвиг, покаяние не может и не должно быть показным. Поэтому такое важнейшее духовное движение, как народное покаяние, не должно содержать даже элементов осуждения и обвинения политических противников, иначе покаяние наше не состоится и Бог его не примет. Я призываю Божие благословение на ваши добрые начинания, да умудрит Всемилостивый Господь всех вас к жизни мирной и благоразумной, и во всем достаточной, как я искренне всем вам желаю"...

Из пресс-релиза № 2 Собора православных мирян "Всенародное покаяние" от 21 сентября 1999 г., Москва.

Приведем некоторые выступления участников Соборной встречи мирян: "Незаживающей раной остается для православного человека убийство Императора Николая II и Его Семьи.

Оглядывая минувшее столетие, мы вновь убеждаемся, что в начале века был убит удерживающий, и семь с лишним десятилетий Россия находилась в рабстве темных сил. Постепенно люди начинают вспоминать о своих исторических корнях, о том, что без Бога жизнь невозможна, она ведет к катастрофе. Только всенародным покаянием может исцелиться Россия...".

Игумен Кирилл (Сахаров). "Десятина" № 17-18, 1999.

Там же опубликованы выступления других участников, цитаты из которых приводятся ниже.

"Император Всероссийский Николай II наиболее уподобился распятому Христу, и пред уничиженным, оклеветанным, умученным Царем должны склониться все потомки подданного Царю народа. Тогда, говоря словами одного из церковных архипастырей, по нашей вере Царь-Мученик возымет дерзновение к Богу за нас и небесные молитвы всей Августейшей Семьи спасут нас от переносимых нами духовных и физических бедствий, невинно пролитая царственная кровь возродит нашу Родину и осенит ее ногой славой".
Иерей Саурмаг Базаев, настоятель Лганского подворья Святейшего Патриарха Московского и всея Руси храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках.

"Покаяние русского народа в грехе богоотступничества и невозбранения убийства Царской Семьи является сегодня залогом спасения нашего любимого Отечества и непременным условием сохранения земного бытия будущих поколений... Невозможно покаяние в смертном грехе Бого- и цареотступничества подменить своеобразными "индульгенциями", получившими на юридическом языке наименование "реабилитация"".

Ольга Николаевна Куликовская-Романова, вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова, внука Императора-Миротворца Александра 111 и родного племянника Николая.
     
     
     
   

 

Комментарии     Перейти к форме написания комментария

Комментариев нет

Оставить свой комментарий

Для комментирования материалов необходимо зарегистрироваться 

Я уже зарегистрирован

e-mail *

Пароль *

 

Запомнить меня

Я хочу зарегистрироваться

e-mail *

Пароль *

Повторите пароль *

Как Вас называть на сайте *

Код с картинки *