В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
В разделе
Календарь
26
апреля, пт
13 апреля по старому стилю

Посмотреть события этого дня

Православная вера на фронтах Великой Отечественной войны

Читать полную версию этой статьи

ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ 

По материалам книги С.В. Фомина «НА ЦАРСКОЙ СТРАЖЕ». 

Уже в начале 1930-х годов некоторым вдумчивым наблюдателям стало ясно, что «воинствующий атеизм способен возродить Святую Русь».

Такие выводы подтвердили итоги переписи населения 1937 г. Пятый пункт опросного листа вопрошал: «Являетесь ли вы верующим? Если да, то какой религии»?

Православно верующими назвали себя треть городского населения и две трети сельского. Всего, таким образом, 56,7% населения Советского Союза, несмотря на всю идеологическую работу коммунистов и террор, объявила себя верующей. 

«В Пасхальную ночь 1941 г.,- вспоминала верующая ленинградка,- тысячные толпы народа стояли плечо к плечу вокруг храмов, с горящими свечами в руках, и единодушно пели пасхальные песнопения, не обращая внимания на беснование конной милиции, тщетно пытающейся их разогнать,  так как все уличное движение вокруг храмов было нарушено…»

Никому из участников того крестного хода и в голову бы не пришло, что на Пасху 1942 г. будет официально разрешено совершать крестные ходы вокруг церквей с зажженными свечами, несмотря на угрозу немецких самолетов, что в ту Пасхальную ночь будет отменен даже комендантский час. 

«Будет война, и война страшная, всемирная,  она приведет народ России к Богу»,- так еще в 1927 году говорил наиболее близким духовным чадам своим преподобный Серафим Вырицкий. 

Утром 22 июня 1941 г., в воскресенье, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, Митрополит Сергий (Страгородский), отслужив Литургию, собрался уже читать Акафист, как ему сообщили о начале войны. Местоблюститель тут же произнес проповедь, в тот же день размноженную на ротаторе и разосланную по немногим сохранившимся еще приходам для зачтения отцами-настоятелями с амвона прихожанам.

Характерно, что это было одним из первых обращений к народу России в связи с разразившейся войной. Знаменитые «братья и сестры» (обращение христианское и уж никак не советское) И.В. Сталина прозвучали лишь 3 июля.

«Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». 

Пасха 1945 г. совпала с днем Великомученика Георгия Победоносца – 23 апреля/6 мая, а Парад Победы в Москве на Красной площади – с Днем Пресвятой Троицы – 11/24 июня. 

Имеются многочисленные церковные предания, по крайней мере, предостерегающие от однозначных оценок Сталина.

В октябре 1941 г. Сталин приезжал в Царицыно к св. праведной Матроне (Никоновой), которая сказала ему: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы.» 

В 1941 г., когда немцы были уже в Химках,- вспоминала монахиня Сергия (Клименко),- из Москвы хотели вывозить мощи святого благоверного Князя Даниила. (Мощи преподобного Сергия Радонежского были уже вывезены историко-археологическим обществом для сохранения.) В ночь на 23 ноября по старому стилю Князь Даниил Московский сам явился Сталину и сказал: «Я хозяин Москвы, не трогайте меня, а то вам плохо будет»… О том, что Сталин видел Князя Даниила, рассказал архимандрит Иеремия (Лебедев), казначей Патриарха Алексия.

Наконец, есть известие о том, что зимой 1841 г. «изрядно смутившийся Сталин призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же чудотворная икона Тихвинской Богоматери была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин». 

Но вот уже не церковные предания, а исторические факты.

Недавно документалисты Германии, Австрии и Франции совместно с российской госкомпанией «Останкино» сняли фильм «Кремль изнутри», широко демонстрировавшийся за рубежом в 2005 году. «Еще недавно,- говорится в закадровом тексте,- такое в Кремле нельзя было и представить.» И действительно, бывший личный охранник Сталина показывает место, где в Большом Кремлевском дворце была маленькая церковь. В годы Великой Отечественной войны, по его словам, Иосиф Виссарионович частенько «отправлял здесь свои духовные потребности».

Известно, что с началом войны в СССР была свернута антирелигиозная пропаганда. Есть сведения, что уже в июле 1941 г. состоялась первая краткая встреча Сталина с Митрополитом Сергием, которой, как утверждается, оба остались довольны. 

Перед войной, подбирая библиотеку для дачи, Сталин приписал для сведения исполнителей: «Прошу, чтобы не было никакой атеистической макулатуры!» Совершенно достоверно известно, что Сталин временами любил цитировать библию. 

На Литургии 4 ноября 1941 г., в день праздника Казанской иконы Божией Матери, в переполненном храме, впервые прозвучало: «Богохранимей стране Российской, властем и воинству ея… и ПЕРВОВЕРХОВНОМУ ВОЖДЮ….» - и вдруг десятками сотен голосов грянули молящиеся, заглушив голос отца Иакова: «Многая лета!!!» Эта Литургия 4 ноября 1941 г., совершенная в Богоявленском Кафедральном Соборе, как бы положила начало тесному сотрудничеству Церкви с советской властью… 

Как известно, единственным зданием, уцелевшим среди руин Сталинграда, был храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом Преподобного Сергия Радонежского, в который неоднократно заходил легендарный командарм Чуйков. Молча стоял, возжигая свечи, молясь о победе над врагом.

Именно перед Казанским образом Божией Матери совершал в ноябре 1942 года под Сталинградом молебен митрополит Николай (Ярушевич).

Тогда же, в 1942-м, самолет с Казанской иконой Пресвятой Богородицы облетел Сталинград – факт, который подтвердил в беседе с писателем Юрием Бондаревым Маршал Г.К. Жуков.

Кстати, последний всю войну возил с собой в машине Казанский образ Божией Матери. 

Один из современных исследователей, М.В. Шкаровский, пишет:

- «Необходимо отметить не только присутствие священнослужителей в составе действующей армии или антифашистского подполья, но и обращение к вере многих солдат, офицеров, партизан, в том числе старших командиров. Из свидетельства очевидцев известно, что начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников (полковник Царской армии) носил финифтевый образ Свят. Николая и молился: «Господи, спаси Россию и мой народ!» Его преемником на посту начальника Генштаба стал сын священника из Кинешмы маршал А.В. Василевский. В освобожденной Вене в 1945 г. по приказу маршала Ф.И. Толбухина (брат которого – протоиерей – служил все годы блокады в Ленинграде) – были отреставрированы витражи в русском православном соборе и отлит в дар храму колокол с надписью «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии». Неоднократно свои религиозные чувства публично проявлял командующий Ленинградским фронтом маршал Л.А. Говоров.

Маршал Г.К. Жуков, всю войну возивший с собой икону Казанской Божией Матери, отправленный в конце 1940-х гг. командовать Одесским военным округом, принес в храм и попросил оставить в алтаре свою «военную» икону. В 1945 г. он вновь зажег неугасимую лампаду в Лейпцигском православном храме-памятнике, посвященном «Битве народов» с Наполеоновской армией, восстановленном саперными бригадами по приказу маршала. 

Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой Церкви. В чин Божественной литургии вводились специальные молитвы о даровании победы нашему доблестному воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе. Служился тогда и особый богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало командование Ленинградским фронтом во главе с маршалом Л.А. Говоровым. 

Одно из типичных писем того времени: солдат Ф.М. Черкасов пишет домой матери: «Мама, я вступил в партию, помолись за меня Богу».

Общеизвестны явления массовых крещений в храмах, открытых на оккупированных территориях». 

4 сентября 1943 г. в Кремль на правительственном лимузине въехали: Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий, митрополит Алексий (Симанский), митрополит Николай (Ярушевич) – для приема у Сталина.

В ходе беседы Сталин неоднократно подчеркивал, что «Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». 

 

Комментарии     Перейти к форме написания комментария

Комментариев нет

Оставить свой комментарий

Для комментирования материалов необходимо зарегистрироваться 

Я уже зарегистрирован

e-mail *

Пароль *

 

Запомнить меня

Я хочу зарегистрироваться

e-mail *

Пароль *

Повторите пароль *

Как Вас называть на сайте *

Код с картинки *