В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах
В разделе
Календарь
25
апреля, чт
12 апреля по старому стилю

Посмотреть события этого дня

Кто больший гонитель веры - Ленин или Сталин? (О Хрущеве и говорить нечего...)

Читать полную версию этой статьи

Ответьте на вопрос: Кто больший гонитель веры - Ленин или Сталин? (О Хрущеве и говорить нечего...)


Сначала о Сталине:

По расхожему среди историков мнению, рубежной датой в истории взаимоотношений РПЦ церкви и советской России считается 4 сентября 1943 г.

В тот день в Кремле состоялась известная встреча И.В. Сталина с тремя высшими иерархами РПЦ
По ставшим же в последнее время известным сведениям известных светских историков,
смена курса ленинской политики в отношении РПЦ началась вскоре после начала ...II-й Мировой войны(!).

11 ноября 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло секретное решение, называвшееся «Вопросы религии» (№ 22, протокол № 88)*.
В нём, в частности, говорилось:

«1) Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей церкви, преследования верующих.
2) Указание тов. Ленина В.И. от 1 мая 1919 г. за № 13666/2 «О борьбе с попами и религией», адресованный Пред. ВЧК тов. Дзержинскому Ф.Э., и все соответствующие инструкции ОГПУ–НКВД в части арестов служителей церкви и православноверующих, – отменить.
3) НКВД СССР произвести ревизию всех осуждённых и арестованных граждан по делам, связанным с богослужебной деятельностью; освободить из-под стражи и заменить наказание, не связанное с лишением свободы, осуждённых граждан по указанным мотивам, если их деятельность не нанесла вреда советской власти.
4) По вопросу о судьбе верующих, принадлежащих к другим конфессиям, ЦК примет решение дополнительно» (цит. по: Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., Международные отношения. 2005. С. 243)
Примечания:* На документе грифы: «Особый контроль», «Особой важности», «Совершенно секретно», «Особая папка», «Рассекречиванию не подлежит».

Теперь о Ленине:

Из «Указания» В.И. Ленина от 01 мая 1919 г. (делопроизводственный номер – 13666/2; на документе имеются грифы: «Снятие копий запрещается, из здания не выносить»; ):
«В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.
Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно (выделено в источнике. – М.Б.) и повсеместно. И как можно больше.
Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». (Цит. по: Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., Международные отношения. 2005. С. 242. (Ссылка Нарочницкой на публикацию: Алексеев В.А. Тернистый путь к живому диалогу. (Из истории государственно-церковных отношений в СССР в 30–50-е гг. XX столетия). М., 1999. С. 9–10)).
При этом Н.А. Нарочницкая говорит: «Решение В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров», на которое ссылается В.И. Ленин в своём «Указании», до сих пор недоступно, что заставляет подразумевать слишком шокирующий контекст».
Н.А. Нарочницкая вслед за В.А. Алексеевым заключает:
«По сути решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 г. есть едва ли не полная ревизия ленинской линии по религиозному вопросу, начиная с 1917 года».

Итак, начало положено Лениным.

Далее - вдумайтесь:

"Благодать отъя Господь от России во дни тыя и посла КАРАЮЩУЮ ДЕСНИЦУ СВОЮ, правителя Иосифа, да накажет народ непокорный сей за преслушание клятвы, древле отроку Михаилу Романову данной, сего ради полились реки крови людския за убиение помазанника Господня излиянныя и наста на Руси тьма великая и казни египетския..."
(Из акафиста Царю - Мученику Николаю II).

Одним из первых Господь наказал свящинников, ПОТОМУ ЧТО РЕВОЛЮЦИЮ ПРАКТИЧЕСКИ ПОДГОТОВИЛИ ОНИ (см. статью "Ересь цареборчества в ХХ веке" в "материалах для обсуждения").

Наказание по воле Сталина закончилось 11 Ноября 1939 года (см. выше).

И все-таки о Хрущеве:

Уже через год после смерти Сталина, 7 июля 1954 года, выходит Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения».
Постановление обязывало Министерство Просвещения, комсомол и профсоюзы усилить антирелигиозную пропаганду.

Как следствие началась травля Церкви в печати, каскад безбожных статей и выступлений.

Особенно усердствовал комсомол во главе с Шелепиным:

Предчуствуя новые гонения, патриарх Алексий I в мае 1958 добивается встречи с Н.С. Хрущевым, ставит вопрос о передаче Церкви типографии, о переселении жильцов Троице-Сергиевой Лавры, открытии 13 храмов.
Все эти просьбы были отклонены.

6 октября 1958 года выходят два постановления Совета Министров СССР: «О монастырях в СССР» и «О повышени налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей».

В первом постановлении практически ставился вопрос о уничтожении монастырских угодий и сокращении числа монастырей.

Во втором постановлении Церкви запрещалось продавать свечи по ценам более высоким, чем они приобретались в свечных мастерских.
Это означало банкротство для большинства храмов, роспуск платных хоров, сокращение персонала и закрытие свечных мастерских.

У монастырей отнимались удобные угодья и оставлялись неудобные, которые сами насельники с трудом могли обработать из-за запрета наемного и добровольного паломнического труда, а также из-за запрета принимать лиц моложе 30 лет.

Вслед за постановлениями грянула атеистическая кампания, сравнимая разве с вакханалией двадцатых-тридцатых годов.

Газеты заполнялись кощунственными карикатурами и богохульными статьями наполненными оскорблениями в адрес религии и священнослужителей.

Комсмольцы стали устравиать дебоши в храмах во время богослужения, попытки сопротивления приводили к столкновениям и закрытию храмов.
Начались систематическое и организованное закрытие храмов и монастырей.
Первоначальный удар нанесли по сельским церквями, было закрыто 348 приходов и не только в тех местах, откуда жители мигрировали в город, но и там, где прихожане еще могли содержать храм.
За 1959 год было закрыто 18 монастырей (6 мужских и 12 женских) и четыре скита из общего числа 56 монастырей и семи скитов.
Параллельно шла травля верующих.

Атеисты следили за активными верующими, предлагали им отречься, в случае их упорства устраивали публичные собрания, организовывали их изгнание с работы.
Священников начали лишать регистрации по самым абсурдным поводам.

Одним из приемов атеистической борьбы был поиск предателей и ренегатов среди священнической Среды.
В мае 1959 года (16 мая) патриарх Алексий и митрополит Крутицкий Николай обратились с письмом к Н.С. Хрущову, в котором сообщали о незаконных закрытиях храмов, оскорблении религиозных чувств духовенства и верующих, их травле, незаконных административных мерах по материальному удушению церкви. Это письмо, как и ряд других обращений, осталось без ответа.

Реакция Совета по делам РПЦ была жесткой и необъективной до абсурда.
Дальше события приобрели трагический характер.
Куроедов потребовал удаления митрополита Николая из Москвы.
По возвращении из отпуска он был лишен возможности служить в московских церквях, а 16 сентября 1960 года митрополита Николая освобождают от Крутицкой и Коломенской Кафедры и отправляют на покой (якобы по его собственному желанию, по причине болезни сердца).
Митрополит Николай был потрясен подобным исходом, он не думал, что Синод и Патриарх не защитят его.

В 1961 году митрополита Николая совершенно здорового госпитализируют в Боткинскую больницу, где он находился в полной изоляции. Там он умирает 13 декабря 1961 года, якобы от сердечного приступа, возможно, в результате принятия сильнодействующего, не показанного ему лекарства.
Исходя из принципа «кому выгодно» можно предположительно считать, что КГБ ответственен за его смерть. Полностью загадка кончины владыки Николая выяснится, когда откроют архивы КГБ.
Надежды на то, что архиерейский собор поможет смягчить преследования Церкви, не оправдались.
Гонения свирепствовали.

На 1 января 1961 года в Православной Церкви был 11572 приход, а на 1 января 1962 года — 10149 (в том числе 1489 молитвенных домов).
Потери Русской Православной Церкви составили 1400 приходов.
Страшный удар понесла также Гузинская Православная Церковь, у нее осталось всего 40 приходов. Было зарегистрировано 10221 община, то есть 72 общины своих церквей не имели, несмотря на обилие пустующих церквей или используемых не по назначению (около 10000 зданий)

В одном Ленинграде число действующих храмов с 40 сократилось до 15.

Особенным ударом было закрытие в 1961 году часовни Ксении Блаженной.


В ней устроили мастерскую.

Была закрыта и взорвана замечательная греческая церковь святого Дмитрия Солунского (XIX в.), был закрыт и ряд других церквей.
Иногда власти разрешали переносить убранство церкви в другое здание (как в случае с Александро-Невской Церковью в Шувалово).
Особо следует сказать о репрессиях против духовенства и прежде всего против епископов.
В 1961 году судили архиепископа Иркутского Вениамина (исповедника, уже раз осужденного в 1944 году на 12 лет по статье 58).
В этот раз против епископа Вениамина выдвинули абсурдное обвинение в... «покупке по дешевке краденого вазелинового масла».

Продолжались репрессии против священников, всего их было осуждено за годы хрущевских репрессий не менее сотни.
Обыкновенно давали три-четыре года.
Особо следует сказать о Почаевской Лавре.
За время хрущевских гонений число ее насельников сократилось втрое (с 101 до 35), у обители отняли почти все угодья, монахов и мирян избивали, выгоняли из монастыря.
Была отнята гостиница, а затем мирянам было запрещено ночевать в храмах, затем вообще были запрещены многолюдные паломничества. Если бы не вмешательство иностранцев, Лавру бы закрыли.
Но эта участь постигла Киево-Печерскую Лавру, которую закрыли в 1963 году под предлогом реставрации обители и обвала пещер.
Жизнь однако показала, что обвалы начались, как только кончились богослужения.

Обратимся к судьбе семинарий.
На 1959 год их было восемь
(Ленинградская, Московская, Киевская, Белорусская, Одесская, Волынская, Саратовская и Ставропольская).
К 1965 году их осталось три (Ленинградская, Московская, Одесская).
Если на 1 января 1963 года насчитывалось 10100 приходов Русской Православной Церкви, то на 21 августа на регистрации осталось лишь 8314 православных общин, (из них в Грузинской Церкви 44).

Если в 1966 году было 7525 приходов, а в брежневские времена закрывалось по пятьдесят приходов в год, то ясно, что конец 1964 года церковь встретила с 7630 приходами, то есть за 1963 — 1964 годы было закрыто около 700 приходов.
Хрущов и не думал по-настоящему останавливать преследования: в 1980 году он собирался «показать последнего попа по телевизору».
Церкви грозила гибель
, поэтому подлинным проявлением промысла Божия было снятие Хрущева с поста секретаря ЦК КПСС 14 октября 1964 года в день Покрова Божией Матери.

Итак, перечислим основные черты хрущевского гонения:

1. Сравнительно мало арестов (не более нескольких сотен), совершенное отсутствие расстрелов.
2. Стремление уничтожить церковь не извне, а изнутри, через институт двадцаток, подчиненных уполномоченным и через давление на Патриарха и Синод.
3. Удар по материальной и учебной базе Московской Патриархии (удушение монастырского хозяйства, продажи свечей, закрытие семинарий).
4. Устранение настоятелей от руководства финансами и имуществом церкви.
5. Запрещение детям и молодежи присутствовать в храме.
6. Активный поиск ренегатов среди духовенства и верующих.
7. Идеологическое прикрытие «научной антирелигиозной пропагандой» и создание иллюзии добровольности закрытия приходов.

 

Комментарии     Перейти к форме написания комментария

Комментариев нет

Оставить свой комментарий

Для комментирования материалов необходимо зарегистрироваться 

Я уже зарегистрирован

e-mail *

Пароль *

 

Запомнить меня

Я хочу зарегистрироваться

e-mail *

Пароль *

Повторите пароль *

Как Вас называть на сайте *

Код с картинки *