В статьях В гостевой В вопросах и ответах В остальных разделах

Вопрос-ответ

Задать вопрос

Раздел предназначен только для кратких вопросов и ответов. Все обсуждения ведутся в гостевой книге

Текст вопроса:

Число с картинки *

24 августа 2012, 20:50 | вопрос

http://www.logoslovo.ru/

отвечает Александра

Спаси Господи за подсказку!

4 марта 2011, 14:46 | вопрос

Когда произошло крещение Руси

отвечает Александра

Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.
 Источники дают противоречивые указания на точное время крещения.
Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году).

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках.



Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880-х)

Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать не совсем то Крещение или Просвещение, которое свершается над отдельным человеком при вступлении его в Церковь. Такое отождествление Крещения Руси приводит к довольно ошибочным представлениям об этом историческом событии. Строго говоря, Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного.
Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом) и Велесу (Волосу) — скотьему богу (покровитель стад).
Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом. Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича. Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра, некое женское божество — Мокош, а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии.
Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений.
Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы.
Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение.
В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро, коло) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков.
Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства.
Звался он родом или щуром (пращуром).
Ему также приносились растительные жертвы.
Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством.
Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой.
Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами.
Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков.
Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень), встречали весну (красная горка), провожали лето (купала) и т.д.
Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть.
Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего.
Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений). Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство.
Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям.
Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством.
Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим 2:4).
***

Ошибочно также было бы представлять, что Крещение Руси «принесло» христианство на Русь. Напомним, что это было лишь политическим утверждением Христовой веры и Церкви на землях, лежащих вдоль знаменитого караванного пути «из варяг в греки», где христианство не могло не быть известным уже хотя бы в силу активного социо-культурного обмена, связанного с международной торговлей и рынком рабочей силы (гл. обр., военной). Что же представляло собой довладимирское христианство и каковы источники его проникновения.

Прежде всего, следует вспомнить, что много лет на Киевском столе правила княгиня-христианка — св. Ольга (945-969); если сомневаться ещё в христианстве князя Аскольда (...-882). Уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. прор. Илии, а также, по словам летописца, мнози беша (были) варязи христиане (Повесть временных лет; далее — ПВЛ). И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым чело­веком, к тому же погло­щённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков — Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них — Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше.

Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем политически «некрещеного» государства, весьма покровительствовал христианам: христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.

Особо следовало бы остановиться на последних двух десятилетиях перед Крещением. У прославленного завоевателя Святослава, сына Игоря и св. Ольги, было три сына. Старшего, Ярополка отец ещё при жизни посадил в Киеве (предпочитая проводить жизнь в военных походах вдали от столицы), Олега — в Овруче, а младшего, Владимира — в Новгороде. Но по малолетству назначил им в управители своих воевод: Ярополку — Свенельда, а Владимиру — его дядю, Добрыню. В точности не известно, в силу каких причин между братьями возникла ссора, следствием которой была гибель Олега и бегство Владимира за море к варягам, но более правдоподобно было бы относить её, скорее, к интригам воевод-регентов, нежели на совесть юных князей.

Так или иначе, Ярополк при этом воцарился в Киеве и ненадолго явился единодержавным князем (972-978). Между прочим, его правление было ознаменовано рядом важных событий. Так, в 973 г. русские послы были направлены с богатыми дарами в резиденцию Германского императора Оттона I. Цель посольства нам не известна, но вероятнее всего император Священной Римской империи (как это официально называлось) выступал неким посредником в переговорах Руси с Римом. Без протекции этой важнейшей персоны центральной Европы непосредственные контакты между «варварами» и «римлянами» даже по вопросам миссионерства в то время были вряд ли осуществимы. В результате в 979 г. в Киев прибывает посольство от Папы Бенедикта VII. Это было первым прямым сношением Руси с Римом, хотя и не принесшим никаких результатов, т.к. годом ранее в Киеве произошёл переворот, на некоторое время заморозивший христианскую политику Киевских князей. А именно, используя предательство воеводы Блуда, Владимир, убив Ярополка, сумел воцариться в Киеве.

Сразу после переворота Владимир объявил себя ревностным язычником, что обеспечило ему поддержку языческой части киевлян, вероятно, недовольной прохристианской политикой Ярополка. Временное торжество язычества на Руси вряд ли было лишь политической игрой Владимира на религиозных антипатиях с целью оказать давление на «Ольгинско-Ярополкову» христианскую верхушку. Дело в том, что во время бегства в Скандинавию Владимир успел не только возмужать возрастом и жениться на дочери варяжского конунга (князя), но и вовсе отвыкнуть (хотя и не забыть) от христианских начал, приобретенных в окружении своей бабки княгини Ольги, понабравшись у норманнов их морали и обычаев, взращённых культом войны и пиратской наживы.

В результате в Киеве наряду с традиционными славянскими идолами князь-«варяг» стал вводить культ бога войны и громовержца Перуна. Этот балтийский Марс, как оказалось, требовал кроме обычного поклонения ещё и человеческих жертв. В 983 г. после удачно осуществлённого похода на ятвягов (литовское племя, жившее в районе совр. Гродно) Владимир решил принести благодарственные жертвы богам, на что старейшины и бояре постановили бросить жребий на отрока и на девицу, и на кого падёт жребий, того и принести в жертву. Жребий отрока пал на сына одного варяга, бывшего христианином. Сына он, конечно же, не отдал и заперся у себя дома. Тогда пришла толпа и растерзала их обоих — и осквернися кровьми земля руська, как передаёт древнейшая летопись (ПВЛ). Источники того времени не сохранили имён наших первых мучеников и места их погребения: и не свесть никтоже, где положиша их, но позднейшие святцы называют их — Феодор и Иоанн варяги (память чтится 12 июля).

Впрочем, не стоит понимать под этим жертвоприношением особое языческое усердие кн. Владимира. В принципе, кумир Перуна стоял в Киеве и задолго до него, а человеческие жертвоприношения были делом вполне обычным у норманнов, да и для славян не слишком уж диковинным. К тому же, как видим, идея кровопролития принадлежала вовсе не Владимиру, а озлобленной на христиан за многолетнее правление христианских князей жреческой верхушке — старейшинам, а исполнительская миссия, как всегда возлагалась на толпу, традиционно отличающейся животным фанатизмом. Как ни парадоксально, но именно Владимиру Русская земля оказа­лась впоследствии обязана своим христианским Крещением.
***

Итак, осенью 989 г. Владимир, как сообщает летопись, собрав вои многы из варяг, словен, чюди, кривичей и черных болгар, осадил важнейшую торговую факторию Византии в Северном Причерноморье г. Херсонес. Пользуясь зимними черноморскими штормами и, соответственно, невозможностью получить подкрепление морем из Византии, Владимир взял город в полную осаду и к маю 990 г. вынудил его полностью капитулировать. Более того, Владимир пообещал привести войско к стенам самого Константинополя... В конце концов, византийские суверены не выдержали предпринятого против них силового давления, и вскоре Владимир венчался в том же Херсонесе на царевне Анне, а в качестве «вена» (выкупа) за невесту возвратил императорам город, заложив в нём прекрасный храм (и поныне его развалины свидетельствуют о красоте и великолепии святыни). Однако корсунское духовенство он всё же взял с собою в Киев в помощь для дальнейшей христианизации.

Кроме того, в свите цесаревны Анны прибыли поставленные в Константинополе на Русские кафедры архиереи. Так началась Киевская митрополия, что в формальном смысле и было началом Русской Церкви. Проф. Е.Е. Голубинский в своём роде прав, предлагая считать именно 990 год датой Крещения Руси. Однако в действительности кн. Владимир предпринял «крещение» как утверждение христианства государственной верой на Руси, по сути, сразу после своего личного обращения, то есть уже в 988 г.: Крестися Владимир сам, и чада своя, и весь дом свой святым крещением просвети («Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха), крестились и придворные, дружина, горожане (разумеется, те, кто ещё оставался в язычестве).

Может возникнуть вполне обоснованный вопрос, на кого могло быть возложено просвещение вчерашних язычников и самого князя, ведь греческое духовенство не знало русского языка, да и было весьма немногочисленным. Этот вопрос разрешается в контексте культурно-политических контактов Руси на протяжении всего Х ст. Наиболее существенное направление этих контактов было связано с Первым Болгарским царством (680-1018), где правили наследники царя Бориса-Симеона — первого христианского правителя Болгарии (†889). Именно болгарские миссионеры осуществляли на протяжении всего этого времени активную катехизическую программу на Руси, вплетая, таким образом, своего могущественного северо-восточного соседа в орбиту культурного влияния Охридской архиепископии (патриархии). По крайней мере, нам неизвестен греческий митрополит ранее Феопемта, прибывшего в 1037 г. на Киевскую кафедру действительно от патриарха Константинопольского.

Напомним также, что Болгария была крещена более чем столетием ранее (ок. 865) и ко времени нашего просвещения имела богатую святоотеческую библиотеку, переведённую на славянский язык, а также развитую традицию греко-славянского культурного синтеза (вспомним хотя бы творения Иоанна экзарха, Черноризца Храбра, Константина Преславского и др. выдающихся духовных писателей). Болгарская Церковь, надо заметить, вообще сыграла огромную роль в деле Крещения Руси. В том-то и секрет относительной лёгкости распространения у нас христианства (сравнительно с Западной Европой), что вера усваивалась народом на его родном славянском языке, максимально приближенном к разговорному, в духе кирилло-мефодиевской христианской традиции. Кроме того, ко времени своего Крещения кн. Владимир стяжал в народе огромный авторитет победоносного правителя и мужа глубокого государственного мышления. В этой связи достаточно достоверно выглядит влагаемая в уста киевлянам летописная фраза: аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли (ПВЛ). Хотя рассуждали так лишь те, кто не сильно упорствовал в язычестве.

До Корсунского похода катехизация носила лишь частный характер (как и до Владимира), вероятно, не особо выходила и за стены стольного Киева. Корсунская победа принесла официальное утверждение Русской Церкви, и лишь тогда 31 июля 990 года киевляне услышали почти ультимативный призыв князя: аще не обрящется кто заутра на реце, богат ли, убог ли, или нищ... противен мне да будет (ПВЛ).

Так, в Крещении Владимировом зародилась Русская Церковь, и не столько храмы или новый политический менталитет, сколько великое начало всего того, что ныне связывается с древнерусской культурой и духовностью, и не только древней — по выражению историка Л.Н. Гумилёва: «победа православия подарила Руси её тысячелетнюю историю».

2 марта 2011, 23:42 | вопрос

Матушка Александра! Огромное спасибо Вам за ответ на вопрос об уровнях мытарств. Становится страшно: ведь каждый из нас только по первому пункту грешит каждый день (вольно или невольно). А если прочесть красочное повествование Блаженной Феодоры об ужасах, учиняемых душе после смерти, то волосы на голове начинают шевелиться от страха. Если для себя мы можем еще хоть что-то сделать, во всяком случае очень-очень постараться, то как мы можем облегчить участь любимых нами почивших людей? Ведь у единиц на миллиарды есть такой сильный молитвенник и заступник как Василий Великий. Что ж можем сделать мы, простые смертные? Как помочь нашим близким?
С уважением, Феодора

отвечает Александра

Рада приветствовать вас на нашем сайте.
Спаси Господи!

22 января 2011, 22:16 | вопрос

Матушка!

Мы с Вами переживаем, что народ не кается за грехи своих предков, за Цареубийство, а как ему захотеть каяться, когда он, этот народ, даже своих личных грехов в упор не видит?

Так сложилось, что сегодня две женщины сказали мне одни и те же слова.

Первая подошла с вопросом, который начала со слов о том, что всё-таки она убедилась: в церковь ходить надо!

Вот на крещение сходила, и службу ВЫСТОЯЛА (а боялась, что ни за что не сможет) и , мало того, все дни после этого чувствует себя намного здоровей!

Но вот надо же и исповедоваться и причаститься?

А что там исповедовать?

У меня, в принципе, и грехов никаких нет!

Вторая - мама очень пьющего и непутёвого (ЛТП, колония, безрезультативные лечения от алкоголизма) сына, вся измученная.

Сын пошёл на исповедь и я стала советовать маме тоже исповедаться.

На что она мне ответила:

-В чём? У меня нет никаких грехов!

Потом оказалось , что есть и тяжкий грех убийства в утробе детей( !) и многие другие.

Потом были и слёзы...

А ведь считала себя безгрешной, т.е. святой...

А мы хотим, чтобы они ещё и за убийц Царя покаялись!

Представляете, какая работа нужна?

отвечает Александра

Америку в форточку открыли!

Вдумайтесь: семидесятилетнее "бесовское иго"  (если не считать горбачевское президентство и далее...) научило относиться к вере, как к какому-то ритуалу: поставь свечку, напиши записочку, постой немного и уходи: ты уже верующий.
Ах причащаться и  исповедоваться? Так священники не требуют этого: накроют эпитрахилью голову и, торопясь, спросят: "Считаешь себя грешной? Говори - да! Кайся!"
Ну ритуал такой.
Редкий священник (духовник) работает с душой, чистит ее наставлениями и вразумлениями.
Какая-то завораживающая магия.
Из людей, обращающихся ко мне за помощью, всерьез сокрушающихся о своих грехах процентов десять.
Это очень трудно - рассмотреть себя на предмет нарушения закона Божиего. Других мы умеем учить (песчинку в их глазах видим, а у себя бревно не замечаем).

Думаете, не видели этого пророки? Не зря же, призывая к покаянию, они определили механизм этого покаяния: "Блевотиной должны изойти, пока не закричат: "монархию нам!",  и здесь чем хуже, тем лучше... Ну, какое здесь покаяние за свои грехи, а тем более - за грехи предков (до четвертого поколения)?
А преп. Серафим Саровский резюмировал это наше нынешнее состояние: "Не захотят через слюну, будет им через понос кровавый!"
Вот вам и покаяние, осмысление его.
Не мытьем, так катаньем!

Мытьем - уже время упущено.

Придется познавать грехи, осмысливать их через слюну (чем хуже, тем лучше) и не стонать, как нам плохо живется! На все воля Божия!
Да и ждать остается недолго: основное время упущено.
Потому что не осудили Горбачева и Ельцина никак. Даже прозвища им не дали!
А к Царю-то как все липло...

За что боролись, на то и напоролись...
Поделом нам!
Хорошо, что президенты понимают, что нам нельзя делать хорошо...

Прости Господи!

20 января 2011, 01:58 | вопрос

Прочел на одном православном сайте слова Христа: "Быть богом - призвание человека. Он и создан, чтобы быть богом".
Как это понять?

19 января 2011, 15:09 | вопрос

Поняли. Спасибо!

19 января 2011, 02:07 | вопрос

В книжке " В помощь кающимся " читаю: Осквернение истицанием.
Что это такое?

отвечает Александра

Скорее всего - здесь опечатка. Это должно быть слово - истиранием.
Хотя... это слово привязано к гороскопам.
Для кающихся...Есть раздел: Отношение к греху "любодеяние".
Истицание - это блудное разжение, блудные ощущения (скоктание - внешнее и внутреннее: щекотка, чесотка, ласкотание), принятие нечистых помыслов беседа "с ним", услаждение "ими", соизволение "им", медление "в них".
Блудные мечтания и пленения.
*************************************

Осквернение истицанием - это в постель при объятиях, об предметы...

Вы что-нибудь  поняли?

16 января 2011, 13:55 | вопрос

читая молитву в православном молитвослове в скобках написано (имя рек), что здесь надо произносить и что это означает.

отвечает Александра

Молитва, как известно, это прошение к Богу или к Его Святым.

Есть общие молитвы, а есть - частные.
В частных молитвах следует указать свое имя при крещении, или, кроме своего имени, имена близких Вам родственников  и друзей, или просто знакомых, которым вы хотите помощь своей молитвенной просьбой к Богу.

Например, молитва святителю Николаю о благополучии в пути по суше, по морю и по воздуху:

О святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных рабов Божиих (имена), молящихся тебе, и моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, милостиво к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делам нашим, но по милости своей воздаст нам.
Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, укроти волны страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых  твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.
Моли, святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам спасение и велиюмилость, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.


В скобочках следует писать православные имена людей, за которых Вы просите, и Ваше имя.Но при этом люди, о которых Вы просите, должны зныть, что Вы о них молитесь, и желать этого.

Часто материнские или отцовские молитвы доходят до Господа быстрей, чем чьи либо другие.
Уезжая куда либо, надо попросить самому близкому Вам человеку помолиться о Вас.

То же самое, если просьба к святым обращена на успех в делах, например, на даровании младенца, или  (у св. великомученицы Екатерины) о даровании жениха.

Бог Вам в помощь!

14 января 2011, 20:29 | вопрос

Матушке Александре от свящ. Владимира по поводу св. Серафима Саровского.

«Не то диво, что не дошло за 100 саженей до моей хижины, а то диво, что моя смерть будет подобно смерти отроков Ефесских, 300 лет спавших в пещере. Как они восстали во уверение Всеобщего Воскресения, так и я восстану перед последним концом и возлягу в Дивееве. Дивеево будет называться не по селу Дивеево, а по всемирному Диву»… «Тогда Дивеев будет диво всемирное, ибо из него изведет Господь Бог Свет Спасения не только для России, но и для всего мира во времена антихриста»

Знаменательно, что чудесное пробуждение семи отроков Ефесских воспоминается Церковью 22 октября/4 ноября, одновременно с Казанской иконой Божией Матери. Небезынтересно также, что на Боголюбской иконе Божией Матери между Богородицей и предстоящими (Князем Андреем и Московскими Святителями) — изображены Семь Ефесских отроков в пещере. Святой благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский, с которым было связано явление иконы, считался, как известно, первым русским Царем. В день его памяти в 1918 г. на Екатеринбургскую Голгофу взошла Семья Николая П. Изображение Ефесских отроков на Боголюбской иконе, таким образом, связано с пророчествами о последних временах, а значит, и о предреченном последнем православном Царе.

14 января 2011, 19:32 | вопрос

14.01.2011г.

С НОВЫМ ГОДОМ!

Круг лета завершает год.
Звезда взошла на небосвод.
От Рождества прошло семь дней,
Пришла пора встречать гостей.

Откройте Царские врата
Встречайте Господа Христа,
Святую Деву, сонм Святых.
Здесь Херувимы славят Их.

В дар покаянье принесем,
Песнь Жизни Вечной воспоем.
Наполним Радостью сердца.
Возлюбим Сущего Отца.

Прости Отец Создатель мой,
Но не отринь меня, я Твой.
Я блудный сын – грех жизнь моя.
По сердцу катится слеза.

Тебя Господь благодарю!
За каждый день, за жизнь мою.
Благослови на Новый год
Не причинять Тебе хлопот.

Врагов любить, долги прощать,
Напрасных дел не обещать.
Пусть старый год с собой возьмет
Груз бед, напастей и невзгод.

Унынье, хвори и печаль
Уйдут в невидимую даль…
Пусть старый год свое берет,
А Новый счастье принесет.

Священник Евгений (Бондарь-Романов)
страниц: 2